“Я спокойный человек, который не нервничает по пустякам и бережет свои нервы”: Анна Щербакова о прыжке с парашютом и спортивной карьере
В свои 19 лет Анна Щербакова является Олимпийской чемпионкой по фигурному катанию, мастером спорта России международного класса, двукратным серебряным призером чемпионата Европы, заслуженным мастером спорта России. В интервью Ляйсан Утяшевой спортсменка рассказала о профессиональной деятельности и немного о личном.
О начале карьеры
Щербакова родилась в Москве. Ее папа физик, а мама по образованию геолог. У Анны есть младшая и старшая сестра. Однажды старшая сестра Инна захотела заниматься фигурным катанием. Анне было три годика, родители отдали ее на фигурное катание с Инной (которой было пять лет) за компанию. Так получилось, что Анне очень понравилось посещать эту секцию, она показывала хорошие успехи. Щербакова признается, что не боялась судей, а всегда им улыбалась. И также она не переживала, что у нее может не получиться тот или иной элемент.
Поначалу Анне удавалось совмещать фигурное катание с учебой. Но в 9 лет пришлось делать выбор: либо оставить фигурное катание на уровне хобби, либо же интегрироваться в профессиональный спорт. Родители Щербаковой не хотели делать из дочери спортсменку. Они больше были ориентированы на учебу и получение знаний. Однако настаивать на своем мнении не стали: предоставили право выбора Анне, за что она им очень благодарна.
О школе
Родители поначалу упрекали Анну в том, что она не приносит оценок выше четверок, поскольку пропускает уроки из-за тренировок. Так оно и было. Как могла, Щербакова пыталась совместить спорт и школу, но когда перешла заниматься к Этери Тутберидзе, то график стал очень насыщенным. На посещение уроков времени не оставалось. Поэтому Анне приходилось до тренировок подходить к учителям, брать задания, потом их выполнять, то есть заниматься индивидуально.
Щербакова признается, что не чувствовала негатива к себе ни со стороны одноклассников, ни со стороны педагогов.
О первом международном выступлении
Первым выступлением за границей у Щербаковой было шоу в Японии. Ей было очень приятно, что ее заметили, выделили из числа других фигуристок и пригласили в проект. По словам фигуристки, японцы ее даже узнавали на улице, вручали презенты. Для юной спортсменки это был шок.
О мотивации
Щербакова признается, что мотивировать нужно по-разному, в зависимости от ситуации. Где-то тренеру нужно проявить жесткость, а где-то, наоборот, эмпатию. По словам фигуристки, у них трехчасовые тренировки на льду ежедневно. Однако есть еще дополнительные три часа: когда спортсмен не доделывает что-то на основной тренировке, тогда занимается еще дольше. По словам Щербаковой, ее самая длинная тренировка была продолжительностью в шесть часов.
О конкуренции
Щербакова признается, что фигуристы постоянно находятся в условиях конкуренции, для них это нормальное явление. Но Анна уточняет, что речь идет только о здоровой конкуренции. Фигуристка отмечает: никогда не сталкивалась с интригами и какими-то недобросовестными методами борьбы. В их сообществе принято доказывать свое превосходство делом. По словам Щербаковой, спортсменов учат уважительно относиться друг к другу и соревноваться по-честному.
О друзьях
Щербакова признается, что общается преимущественно со спортсменами. Например, она дружит с фигуристкой Алиной Загитовой. Они поддерживают контакт и вне совместных проектов. Недавно Щербакова виделась с фигуристкой Аленой Косторной. Они также хорошо общаются, несмотря на то, что еще пару лет назад сражались за призовое место.
Также среди подруг Щербаковой есть девочки, которые занимаются художественной гимнастикой. Анна признается, что ей очень нравится этот вид спорта.
О травме и восстановлении
Щербакова вспомнила, как неудачно прыгнула и получила серьезный перелом. Было очень обидно, поскольку из-за травмы пришлось пропустить целый сезон. С гипсом Анна приходила на тренировки, но сидела за бортом: наблюдала, как катаются другие фигуристы. Щербакова благодарна за поддержку тренерам, родителям. Она понимала и видела, что ее ждут, что травма — это не конец карьеры. Это придало Анне мотивации.
Об Олимпиаде
Щербакова признается, что на Олимпиаде делала все возможное, чтобы успокоиться, расслабиться, влиться в определенный режим дня, тренировок. Анна признается, что достигает состояния душевного равновесия во время прослушивания музыки, которая оказывает релаксирующий эффект.
Перед Олимпиадой фигуристка очень мало ела. Ей казалось, что таким образом ей будет легче тренироваться и выступать. Сейчас она понимает, что поступала не совсем правильно. Все-таки еда — это источник энергии, а для фигурного катания, как и для любого вида спорта, нужны силы.
Когда Щербакова выступила и ушла в «kiss and cry», то думала, сколько баллов ей поставят судьи. Поставили ровно столько, сколько она ожидала. Анна пояснила: от того у нее и была достаточно сдержанная реакция. Кроме того, все нервы ушли на первых тренировках, а непосредственно до финального проката их просто не хватило. Зато соревнования прошли спокойно.
О субъективности
Щербакова отмечает, что человеческий фактор всегда присутствует там, где спорт так или иначе связан с искусством. Поэтому фигурное катание не является исключением из правил. Анна подчеркивает, что есть определенные нормы, правила, где и за что какие баллы насчитываются. При разработки программы во внимание принимаются именно эти факторы. По словам Щербаковой, очень важно знать эти правила.
Анна признается, что не смотрит, как выступают конкурентки, до своего проката. Все соревнования она потом смотрит в записи. Баллы она тоже старается не слушать, чтобы не отвлекаться.
О прыжке с парашютом
Однажды до Олимпиады Щербакова отдыхала в Дубае. Тренер ее предупредила: мол, выбирай любой вид активности, но только не прыгай с парашютом. Но Анна ослушалась. Прыгнуть с парашютом ей предложил папа. Фигуристка признается, что было волнительно во время того, как самолет набирал высоту, а вот во время прыжка страшно не было.
О влиянии спорта на характер
Щербакова отмечает, что юные спортсмены привыкают к соревнованиям лет с пяти. Поначалу очень страшно. Нервничать начинаешь где-то за месяц до соревнований. С Анной тоже такое случалось. Но потом она поняла: чем больше переживает — тем хуже выступает, порой не может выполнить даже простые элементы. Поэтому она поняла, что со страхом нужно бороться.
Сейчас у Щербаковой спокойный характер. Благодаря спорту, соревнованиям она научилась беречь нервы и не волноваться по пустякам.
О новой занятости
Щербакова признается, что привыкла к рутине, что каждый день одно и то же, бесконечные тренировки. Такой график не напрягал спортсменку, поскольку стал для нее обычным. А вот теперь у Анны много проектов параллельно, много съемок, участия в тех или иных шоу. Она даже примерила на себя роль ведущей «Ледникового периода». Спортсменка признается, что такая не однообразная занятость пока дается ей тяжелее, чем привычная рутина.
О годе поиска
Щербакова признается, что минувший год был для нее годом поиска себя. Ведь когда спортсмен получает наивысшую награду, то потом не знает, к чему ему стремиться и в каком направлении двигаться. Плюс ко всему Анне сделали операцию на ее старую травму, ей понадобилось время для восстановления.
Придя на тренировку, Щербакова осознала, что спортсменка в ней еще не умерла, что у нее вновь есть желание продолжать заниматься фигурным катанием.
О весе и диетах
Анна признается, что колебания в весе начались с наступлением переходного возраста. Перед Олимпиадой фигуристка похудела и весила даже менее 42 килограммов. Потом она поправилась. Теперь Щербакова старается найти оптимальный вариант: чтобы и не голодать, и в то же время не прибавлять в весе.