Образ невесты В. Пукирев взял из реальной жизни: кто она и какая ее судьба

Полотно «Неравный брак» художник Василий Пукирев мог бы выставить на Академической выставке и без названия. Изображенная на нем действо и так предельно ясно. Молоденькая невеста, почти ребенок, с припухшими от недавнего плача глазами стоит перед попом, который венчает ее со старым господином в сюртуке и напыщенным лицом. Рядом толпятся свадебные гости. Видно, что и они в курсе происходящего: это не свадьба по любви, а подтверждение купли-продажи девушки родителями богатому жениху. Даже шафер «молодого» смотрит на него осуждающе.

Картина, что называется, произвела эффект социального взрыва. Страсти подогревало и то, что сам художник был очень молод. Василий Пукирев только недавно окончил Московское училище живописи, скульптуры и зодчества. «Неравный брак» был его первым крупным полотном. За эту работу он удостоился звания профессора Академии художеств. Но посетителей выставки больше волновал другой вопрос: кто эта девушка, изображенная на картине? Ведь ходили слухи, что отразил на полотне свою личную драму.

Насколько реалистична картина «Неравный брак»

Проблема женитьбы (но чаще замужества) по расчету стара, как мир. Брак по любви стал привилегией молодых людей сравнительно недавно. Раньше жених с невестой могли быть вообще незнакомы до свадьбы. Подбором пары занимались родители молодых людей. И если дочь была красавицей, они пытались продать ее подороже. Так, не нужно было давать за ней приданое.

Дочь, поднявшись по социальной лестнице, могла впоследствии «вспомоществовать» своим родителям. А те тешили себя иллюзией, что устроили ей хорошую жизнь и она, когда девичья дурь пройдет, еще будет им благодарна за выбор мужа. Проблема неравных браков была актуальной в России и в 19, и в начале 20 века. По статистике, большинство заключаемых союзов было таковыми. Проблему попытался решить даже Священный Синод, который в 1861 году выпустил указ, порицающий венчание пар с большой разницей в возрасте.

Кто изображен на картине

Как видим, сюжет полотна очень реалистичен. Особенного драматизма картине придает тот факт, что художник в толпе свидетелей изобразил своих друзей и знакомых. Например, прямо за спиной невесты стоит художник Петр Михайлович Шмельков, закадычный приятель Пукирева. Он смотрит на зрителя в упор, словно призывая дать оценку всему происходящему. На картине можно найти и портрет Гребенского, рамочника, который обещал создать для полотна оформление «какого еще не бывало».

Основание слухам о том, что в «Неравном браке» отражена история несчастной любви самого художника, послужила фигура шафера (крайний справа). Он скрестил руки на груди и буравит негодующим взглядом жениха. В этой фигуре общество увидело сходство с самим Василием Пукиревым. Интерес публики к картине подогревало то, что никто не мог сказать, кто же невеста.

Версия первая

Некий Николай Варенцов в своих мемуарах пишет, что его родственник, купец Сергей Варенцов, был приятелем Василия Пукирева. И могло случиться так, что художник изобразил на картине любовную драму товарища. Действительно, мемуарист рассказывает, что Сергей Варенцов влюбился в девушку, но ее родители сосватали дочь богатому человеку, который был на 13 лет старше невесты.

Волею судьбы молодой купец состоял в родстве с женихом и вынужден был играть роль шафера на свадьбе. Как человек творческий, художник увеличил возраст «молодого», изобразив старика. О том, что эта версия имеет право на существование, свидетельствует эскиз картины. На нем шафером действительно предстает человек, имеющий портретное сходство с Сергеем Варенцовым.

Драма с хорошим концом

Почему же на самом полотне произошла смена действующего лица? Спустя всего несколько месяцев после написания наброска оказалось, что случай Варенцова с его ускользнувшей возлюбленной вовсе не был показательным. Невеста, чуток поплакав, стала счастлива в неравном браке (жених-то был на 13 лет старше ее, то есть имел лет 40). Да и сам Варенцов уже через год сделал предложение руки и сердца другой женщине.

Поэтому свое участие в картине в роли опечаленного шафера он счел неуместным и даже поссорился по этому поводу с Пукиревым. Мемуарист Николай Варенцов пишет, что художник в сердцах пририсовал шаферу усы и бороду, что и придало фигуре черты автопортрета. Но эту стройную версию не подтверждает образ самой невесты. Кто она и как сложилась ее судьба в неравном браке?

Версия вторая

Эту гипотезу подтверждают люди, достойны большего доверия, чем мемуарист Н.Варенцов. Писатель В. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» предает откровения С. И. Грибкова, друга детства Пукирева. Тот заявил, что художник был влюблен в Прасковью Матвееву Варенцову, которая и послужила моделью для картины. Девушка была рождена вне брака, но ее отец, отпрыск знатного княжеского рода, принимал участие в ее воспитании и выказывал участие к ее судьбе. Когда Пукирев посватался к Прасковье, то получил отказ.

Родитель счел, что его незаконная дочь должна жить более богато. Как уверяет С.Грибков, важный старый чиновник – это тоже реальный персонаж, списанный художником с натуры. По этой версии, присутствие Пукирева на полотне неслучайно. О том, что этот образ – автопортрет художника, свидетельствует и старейший работник галереи Н. Мудрогель, нанятый еще самим Третьяковым. Он также вспоминал: «Полотно, как я знаю, это отголосок личной драмы Пукирева. Изображенная на нем невеста должна была быть его женой, но не стала – знатный и богатый старик сгубил ее жизнь».

Неожиданное подтверждение второй версии

В 2002 году Третьяковская галерея приобрела рисунок московского художника Владимира Сухова, датируемый 1907 годом. Это был портрет пожилой женщины в чепце. Интересен не столь рисунок, сколько подпись под ним, сделанная самим художником: «Прасковья Матвеевна Варенцова. С нее 44 года тому художник В. Пукирев писал известное полотно "Неравный брак". Сама госпожа Варенцова проживает сейчас в Мазуринской богадельне в Москве».

Как видим, неравный брак не принес не только счастья, но и богатства бедной девушке. Свои последние дни она провела в доме престарелых. Так же несчастливо закончилась жизнь и Василия Пукирева. Все дальнейшее творчество художника не могло затмить первой, такой яркой, картины. Пукирев умер в нищете и одиночестве, всеми забытый.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

Тем не менее, одна-единственная картина сделала то, чего не мог добиться Священный Синод. Российское общество всколыхнуло то, что было изображено на полотне. «Продажу» невест стали всячески осуждать. Да и брать в жены слишком молоденьких девушек состоятельным господам «в возрасте» стало не комильфо. По крайней мере, в кругах интеллигенции.

Так, Н. Костомаров признался, что, увидев «Неравный брак», отказался от идеи жениться на молоденькой девушке. А Илья Репин вспоминал, что «Пукирев испортил репутацию не одному старому господину». Только вот не перевелись еще продажные невесты, охотящиеся за богатыми мужьями. Но Бог им судья.

Комментарии
всяко бывает
положительно! молодежь не совсем понимает генную модифицированноть! хорошие гены всегда давали положительные результаты в воспроизведении потомства, и возраст тут абсолютно не при чем, любовь тем более! если это выгодно человечеству, личная привязанность не имеет никакого значения!
если людей устраивает...сейчас силком не выдают уж наверное...если только у азиатов или кавказцев
-1
ПЛОХО!
1
Что значит плохо? Не понял, честно говоря
1
отрицательно! В основном это старые ловеласы берут "детей" в жены
-1
Отрицательно.
1
Таких примеров много. И если в такой семье есть любовь и уважение, то почему бы и нет...
2
А вы видела хоть одна молодая женщина замужем за старого сантехника?
2
Нормально, если на то воля невесты.
1
купленная за деньги