"Долго страдала из-за непонимания, чем хочу заниматься": Ирина Старшенбаум о приходе в профессию, лучших ролях, мире театра и кино

Ирина Старшенбаум — актриса театра и кино, фильмография которой насчитывает три десятка картин. Зрителям она известна по ролям в таких кинолентах как «Притяжение», «Здоровый человек», «Лето», «Медиатор», «Сестры», «Инсомния», «Джетлаг».

О сложностях с самоопределением

«Я очень долго страдала в возрасте там 18-21 года, потому что я совершенно не понимала чем я хочу заниматься. Я думала, что со мной действительно что-то не так. Что вот девочка Наташа знает, что она пойдет в МГУ, и потом его закончит, и где будет работать, и даже и сколько ей будут платить. А я, значит, испорченная, сломанная девочка. Что со мной делать — непонятно», - вспоминает Старшенбаум.

Изначально звезда «Притяжения» пошла учиться на факультет по связям с общественностью. Она вполне могла бы стать журналисткой.

О приходе в профессию

Старшенбаум подрабатывала моделью и телеведущей. Об актерской карьере она и не думала, поскольку представители этой профессии казались ей странными, как и вся эта сфера, в которой она себя не видела.

«Я работала на телевидении и поняла быстро, что устала, не хочу. Я там постоянно баловалась, кривлялась, хотела придумать какую-то сцену, еще что-то и т.д. Потом я решила, что я просто буду ходить на кастинги. Потому что я что-то начала слышать про то, что снимают актеров без образования. Началась какая-то мода прямо на это, и я начала ходить. И меня взялись», - вспоминает звезда. Вскоре у Старшенбаум появился свой агент. Вскоре актриса успешно прошла кастинг в фильм «Притяжение» режиссера Федора Бондарчука, и так началась ее головокружительная карьера в кино.

О Бондарчуке

Старшенбаум вспоминает, что при первой встрече с Бондарчуком у нее возникло впечатление, что она как будто бы уже знала его в прошлой жизни. Актриса признается, что с удовольствием бы еще согласилась на сотрудничество с этим режиссером: «С удовольствием бы с Федором Сергеевичем воссоединилась еще раз. Он, правда, большой мастер и большой души человек. Я обожаю Федора Сергеевича. Я его вообще записала в Крестные отцы, потому что он меня привел прямо в кино и я как-то себя всегда чувствовала под его защитой. Для меня он такой старший товарищ».

О гонорарах

Старшенбаум признается, что не согласилась бы сниматься в кино за бесплатно, если бы знала, что деньги у киношником есть. «Это нечестно», - резюмировала актриса. Но она могла бы рассмотреть вариант съемок без гонорара, если бы денег у создателей и правда не было, а проект был достойный и перспективный.

Старшенбаум снималась и с российском, и в зарубежном кино. Актриса признается, что за границей платят больше. Правда, однажды получилась неприятная ситуация. Начались колебания валют и в результате конвертации на рубли Старшенбаум за зарубежный проект получила гораздо меньше, чем изначально предполагала.

О мире театра и кино

«Театр и кино - это все-таки два разных мира, - признается актриса. - Вы знаете, я же только-только сейчас прихожу в театр, потому что всю жизнь снималась в профессиональном кино. Для меня это так страшно было. Я как ребенок с закрытыми глазами на этой сцене. Ну то есть это совершенно другое. Ты привык, что ты можешь заполнить собой кадр. То есть ты просто появляешься, ты готов к роли, ты транслируешь какой-то мысленный процесс, и зритель его считывает. А в театре ты не можешь этим ограничиться. Ты выходишь на сцену, ты должен обладать определенной энергией, определенными приемами, инструментами для того, чтобы завладеть зрительским вниманием, чтобы рассказывать историю. Вот я сейчас этому учусь».

Поскольку и в кино Старшенбаум самоучка, то и театральному мастерству она учится сама. Актриса ходит на спектакли, читает Аллу Демидову. «Она очень интересно рассказывает про актерскую работу в театре на Таганке», - считает Старшенбаум.

О работе креативного продюсера

«У меня была такая предыстория с фильмом «Общага», где я влюбилась в это кино и мне очень хотелось, чтобы его все посмотрели все: в России и не только. Поскольку я начала этот фильм буквально отправлять все своим друзьям, каким-то журналистам, рассказывать о нем, то поняла, что вообще-то есть отдельная профессия, которая называется продюсер», - вспоминает Старшенбаум.

Когда актрису утвердили в картину «Сестры», то она предложила стать «рупором» для привлечения внимания к фильму. Собственно, таким образом и стала креативным продюсером, получив за свою деятельность отдельный гонорар.

О значимости и влиянии кино

«Когда ты вообще в искусство можешь интегрировать какую-то важную тему, мне кажется, тогда это в этом есть смысл какой-то. Мне вообще только такие проекты в последнее время интересны. Просто в кино сниматься - уже как-то я поснималась. А когда ты можешь еще на сегодняшнее общество пролить какой-то свет с помощью этих прекрасных людей, твоих коллег — это самое ценное. Социальная нагрузка - это для меня очень важная история», - признается Старшенбаум.

Актрисе нравятся, когда затрагиваются острые проблемы. Даже если они пока буду нерешенными, все равно на них обратят внимание, а это уже большой шаг вперед.

О лучших ролях

Фильм «Сестры» посвящен теме домашнего насилия. Героиня Старшенбаум страдает от супруга-абьюзера и для решения проблемы пытается прибегнуть к магии. Актриса считает, что картину будет полезно посмотреть всем взрослым людям, кроме детей, чтобы нащупать свои триггерные точки.

Была у Старшенбаум роль в зарубежном фильме «Земля обетованная». Актриса признается, что съемки за границей, тем более в авторском кино, нужны были ей для своего портфолио. Она получила колоссальный бесценный опыт.

В фильме Кирилла Серебрянникова «Лето» Старшенбаум сыграла супругу музыканта Виктора Цоя Наталью. Актриса признается, что для нее это была очень ответственная миссия. Она лично встречалась с Натальей для обсуждения картины, для того, чтобы узнать интересные детали из жизни покойного рок-музыканта и понять, как презентовать образ своей героини.

О современном обществе

Старшенбаум согласна с тем, что мир изменился, в нем появилось больше жесткости, агрессии. Вот, что актриса думает по поводу причин таких трансформаций: «Я думаю, что здесь может быть несколько теоретических причины - это разобщенность, вседозволенность и отсутствие ценностей. Вот как-то все это перемешано, мне кажется. Традиции вообще - это очень хорошая такая штука. Потому что когда люди в традициях выращивают своих детей, воспитывают своих детей, передают им какие-то духовные знания, то у детей есть эти ценности, мораль. (…) Если тебе есть, на что ориентироваться, то ты как-то соблюдаешь вот эти нравственные порядки, основной свод законов».

О вере

Старшенбаум признается, что в кризисные моменты ее спасает вера. Общение с Богом помогает вернуться в состояние душевного равновесия. Вот, что говорит по этому поводу актриса: «Мне кажется, что все время возвращаться к корням и традициям - это такая хорошая история. Но по крайней мере мне это помогает. Если я понимаю, что где-то дезориентировалась, то в жизни появляется путаница, неверные какие-то решения. Тогда я отстраняюсь, ухожу в себя, в более духовное общение с собой, с Богом и с миром. И меня отпускает сразу, становится лучше и понятнее. Эта понятность рождается за счет твоих взаимоотношений с Всевышним».

О личном

Старшенбаум встречалась с актером Александром Петровым. Дело шло к свадьбе, о чем неоднократно говорила в интервью сама знаменитость.

Однако до ЗАГСа влюбленные так и не дошли. Петров стал встречаться с другой актрисой — Стасей Милославской. Милославскую тут же записали в разлучницы.

Однако Старшенбаум пояснила, что они с Петровым остались в хороших отношениях. По ее словам, изначально их союз двух творческих людей был обречен на провал. Актриса пояснила, что нуждается в стабильном и приземленном партнере.

Комментарии