Съесть или потерпеть и получить больше? "Зефирный тест" показал, что дети зависимы от мнения окружающих, особенно учителей
Многие из вас наверняка слышали о легендарном тесте на зефир, который измеряет способность детей дошкольного возраста ожидать сладкого угощения.
Исследователи обнаружили, что количество времени, в течение которого дети готовы ждать своего зефира, позволяет спрогнозировать различные жизненные ситуации, такие как уровень образования в подростковом возрасте, а также социальную компетентность и устойчивость к стрессу на протяжении всего развития.
Данный тест затрагивает определенно важную часть восприятия информации детей, что в значительной степени определяет их будущее. Но что именно влияет на их подобное поведение?
Список возможных объяснений довольно длинный. Фэнлинг Ма из Чжэцзянского научно-технического университета и его коллеги обнаружили, что дети могут радикально улучшить свои результаты в тесте на зефир, если они будут считать, что на карту поставлен их социальный статус - эффект, который начинает проявляться уже в трехлетнем возрасте.
Первоначальный эксперимент
В первоначальных экспериментах, проведенных в Стэнфордском университете в 1970-х годах, детей дошкольного возраста оставляли в комнате с желанным угощением, например печеньем или зефиром, и менее привлекательным, часто кренделем. Далее им предлагали подождать пятнадцать минут, а после съесть любимое угощение. Если ожидание становилось невыносимым, они могли позвать экспериментатора, но тогда съесть разрешалось только менее привлекательное угощение.
Полученные результаты
Выждать целые пятнадцать минут не просто, особенно если угощение выставлено на всеобщее обозрение. Дети, участвовавшие в первоначальном эксперименте, ждали в таких условиях в среднем чуть более 3 минут.
Недавнее исследование показало, что ожидание было столь же трудным для более чем 270 трех- и четырехлетних детей из дошкольных учреждений в одном китайском городе. В этих экспериментах детей просили выбрать между мгновенной наградой (красочная наклейка или печенье) и ее удвоением, если они ждали более 15 минут. В исходных условиях менее 25 % детей смогли дойти до конца.
Недавнее исследование
Но эта цифра резко изменилась при других условиях - когда дети понимали, что их работа может повлиять на репутацию. В этот раз экспериментатор сказал каждому ребенку, о том, что либо его учитель, либо друг узнают, как долго они будут ждать своей награды. Это радикально повлияло на поведение детей: 40 % из них ждали до конца, когда думали, что их результаты будут сообщены сверстникам, в то время как почти 70 % - когда считали, что об их успехах узнает учитель.
Эти результаты становятся интересными, учитывая, что экспериментатор не говорил детям, что более длительное ожидание будет правильным. Вместо этого дети, казалось, понимали, что терпение является социально ценным атрибутом, и скорректировали свое поведение в надежде на то, что другие люди воспримут их положительно.
Интересен и тот факт, что дети ждали дольше, когда именно учитель был теоретическим зрителем. Это подразумевает то, что дети в возрасте трех лет могут делать сложные суждения о ценности своей аудитории и стратегически изменять свое поведение, чтобы произвести на кого-то впечатление. Значит, их поведение в целом зависит от мнения окружающих.
Полученные результаты
В течение многих лет исследователи полагали, что ключ к способности зефирного теста предсказать будущий успех детей лежит в его способности измерять их когнитивный контроль. В конце концов, это очевидная ценность - подавлять импульсы в пользу более осознанного поведения. В качестве альтернативы, как утверждают некоторые исследователи, тест задействует некоторые другие когнитивные навыки, которые могли быть сформированы окружающей средой ребенка.
В этой дискуссии, в основном сосредоточенной на когнитивных способностях детей, «мягкие» социальные навыки, возможно, отошли на второй план. И все же современное исследование указывает на новый и ранее неожиданный результат хорошей производительности теста на зефир: осведомленность ребенка о поведении, которое кто-то оценит.
Проведенное исследование пока что слишком рано считать действенным, так как необходимо больше времени для подтверждения полученных результатов. Но все же это кардинально меняет наше понимание о способности восприятия окружающей среды и различной информации у детей дошкольного возраста.