Сам себе логопед: артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р`]
Чаще всего родители обращаются к учителю-логопеду из-за нарушений в произношении звуков [Р] и [Р']. Обычно эти звуки должны сформироваться к пятилетнему возрасту, когда начинается подготовка ребенка к школе. Их тревога вполне понятна, ведь ошибки в произношении неизбежно переходят на ошибки в чтении и письме. И самое первое, что рекомендует логопед, - это артикуляционная гимнастика.
Артикуляционный уклад сонорных звуков
Чаще всего первым выставляется твердый звук [Р]. Выполняя артикуляционную гимнастику важно сформировать правильное положение языка, когда он поднимается к небу. Важно учитывать несколько моментов:
- положение губ варьируется в зависимости от последующего гласного;
- напряжена средняя часть языка;
- широкий, тонкий кончик языка должен был поднят вверх, вибрируя непосредственно у альвеол, периодически прикасаясь к ним и отходя (частота вибрации - от трех и больше, в зависимости от комбинации звуков в слове);
- язык принимает ложечковидную форму;
- мягкое небо поднято (звук [Р] является ротовым);
- голосовые связки смыкаются (звук [Р] является звонким).
Не так сложно, чтобы каждый из нас не смог это сделать самостоятельно. Артикуляционная гимнастика должна выполняться каждый день, тогда от этого точно будет толк.
Мягкий звук [Р']
Артикуляционная гимнастика здесь не будет слишком отличаться от предыдущего варианта, но все-таки отличия есть. Когда нам нужно сделать звук более мягким, требуется чуть ослабить выдох, чтобы вибрация стала более тихой.
- снижается напряжение нижней челюсти, корня и средней части языка;
- средняя часть языка поднимается, в то время как его кончик слегка изгибается и выдвигается вперед.
Выполняя артикуляционную гимнастику каждый день, можно решить множество проблем с произношением, исправить картавость или горловое произношение сонорных звуков.
Нарушение произношения [Р] и [Р']
Произносительные дефекты этих звуков специалисты назвали ротацизмом. Частыми причинами ротацизма выступают анатомические аномалии языка. Артикуляционная гимнастика для детей выполняется в форме игры, поэтому они с большим удовольствием включаются в работу.
Зачастую звуки [Р] и [Р'] заменяются другими звуками, и такое расстройство называется параротацизмом. Обычно эти замены происходят на фоне недоразвитого фонематического слуха, что необходимо учитывать при исправлении подобного нарушения произношения.
На какие звуки чаще всего заменяют [Р] и [Р']
Чаще всего вместо них ребенок произносит [Л], [Й], [Д], [Г], [К], [Т]. Кстати, это касается не только детей. Взрослые порой тоже привычно заменяют сложные звуки на более доступные. Именно поэтому детская артикуляционная гимнастика будет полезна для всех поколений.
Если у вашего ребенка, которому уже 4,5 – 5 лет, наблюдаются такие нарушения произношения (до этого возраста искажения в произношении этих звуков считаются нормальными, при условии что остальные составляющие речи развиты хорошо), то стоит обратиться за советом к логопеду или попробовать заниматься артикуляционной гимнастикой самостоятельно.
Техника выполнения упражнений
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика для дошкольников - это простой, но эффективный способ коррекции произношения, который легко реализовать и в домашних условиях. Достаточно настроиться на работу и уделять необходимое количество времени.
- Длительное и регулярное выполнение упражнений (в течение 1-2 месяцев) способствует устранению дефектов произношения без дополнительных вмешательств по постановке звуков.
- Начинать артикуляционную гимнастику лучше всего именно перед зеркалом.
- Не нужно делать упражнения раз в неделю, но до изнеможения. Гораздо лучших результатов дает другой подход, когда упражнения выполняются по 2-5 минут, но каждый день утром и вечером.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, а статические упражнения (удержание артикуляционной позы) - по 5-10 секунд.
- Гимнастику следует продолжать до тех пор, пока ребенок не начнет правильно произносить звуки.
- Рекомендуется также использовать эти упражнения на этапе автоматизации звуков в качестве разминки перед речевым материалом.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Самое простое - упражнение «Лягушка». Это одно из эффективных упражнений для укрепления мышц лица, которым уделяют внимание не только актеры и певцы, но и те, кто стремится сохранить молодость и улучшить внешний вид. Данное упражнение направлено на поднятие тонуса мышц щек и губ, а также способствует формированию правильного овала лица.
Для выполнения упражнения «Лягушка» нужно, во-первых, удобно расположиться перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения каждого этапа. Начните с улыбки: медленно растяните губы, словно хотите показать свое хорошее настроение, при этом следите, чтобы уголки губ были направлены вверх. Следующий шаг — с напряжением обнажите сомкнутые зубы, словно стараясь показать свою серьезность, но при этом сохраняйте улыбку на лице. Это позволит задействовать необходимые мышцы и даст желаемый эффект.
Упражнение «Змейка»
Является важным элементом для развития речевых навыков, особенно у детей. Оно направлено на укрепление мышц языка и улучшение артикуляционных возможностей, что способствует более четкому и разборчивому произношению звуков. Выполнять это упражнение следует систематически, вводя его в ежедневную практику. Постепенное освоение таких техник может значительно повысить эффективность логопедических занятий.
Первый шаг в упражнении «Змейка» — это открыть рот. Важно, чтобы челюсти были расслаблены, а губы не напрягались. Этот элемент позволяет подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшим движениям языка. Открывая рот, человек создает идеальные условия для максимального выдвижения языка вперед.
Это упражнение помогает развить подвижность языка и укрепить мышцы лица, что особенно полезно для детей и людей с нарушениями речи. Начинаем с простого: улыбнуться, открыв рот. Эта поза расслабляет мышцы лица и подготавливает нас к дальнейшим движениям.
Упражнение «Часики»
Затем следует ключевая часть упражнения. Кончик языка играет роль часовой стрелки. Мы мягко переводим его из одного уголка рта в другой, словно следя за временем на невидимой циферблате. Этот процесс требует концентрации и контроля, позволяя развить координацию языка и улучшить дикцию.
Важно отметить, что во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Это помогает изолировать движение языка и предотвратить нежелательные движения других частей лица. Регулярное выполнение "Часиков" способствует улучшению артикуляции и может быть вспомогательным средством в логопедической работе.
Упражнение «Чашечка»
Упражнение «Чашечка» обладает множеством полезных аспектов, которые делают его неотъемлемой частью речевой гимнастики и артикуляционной подготовки. Это упражнение укрепляет мышцы языка и улучшает его гибкость, что способствует четкости и выразительности речи. «Чашечка» также помогает развить контроль над языком, что полезно как для детей, так и для взрослых, особенно в случае речи с дефектами или логопедическими проблемами.
Для выполнения упражнения «Чашечка» важно принять правильное исходное положение. Для начала откройте рот, убедившись, что он остается расслабленным и не напряженным. Затем широким расслабленным языком поднимитесь к верхней губе, стараясь, чтобы кончик языка слегка касался нижней части верхней губы. Важно, чтобы язык при этом оставался расслабленным, а не натянутым.