Конфликты с коллегами: как не ругаться на работе, чтобы случайно не доскандалить до увольнения. 8 советов

Поддержание теплых отношений с коллегами - важнейшее условие успешной и полноценной карьеры. Однако неизбежно возникают конфликты, которые вызывают напряжение и влияют на производительность. Что делать, если их стало слишком много? Не винить же во всем несговорчивым коллег, которые никак не хотят идти на компромисс и жить по вашим правилам!

Ниже - 8 практических советов, которые помогут людям разрешать конфликты и укреплять сотрудничество с коллегами.

Внимательно слушайте коллег и доносите четко все, что хотите сказать

Четкая и открытая коммуникация жизненно важна для разрешения любых конфликтов на работе. Всегда старайтесь внимательно слушать своих коллег, учитывать их точку зрения и ясно выражать свои мысли, чтобы все сказанное не звучало двусмысленно. Например, если коллега перебивает вас во время совещания, вместо того чтобы реагировать агрессивно, дождитесь, пока он закончит, а затем спокойно выскажите свою точку зрения. Не надо обвинять его или нападать в ответ.

Пытайтесь развивать эмпатию

Развитие эмпатии позволяет понимать точку зрения других людей и реагировать на нее более сострадательно. Ставьте себя на место коллег, учитывайте их чувства и признавайте их точки зрения.

Только такой подход поможет создать более благоприятную атмосферу для сотрудничества. Например, если коллега выглядит взволнованным, можно поинтересоваться, не сталкивается ли он с какими-либо проблемами, и по возможности предложить помощь, если на посильна вам.

Возникла проблема - решайте ее быстро и сразу

Вместо того чтобы концентрироваться на обвинениях в адрес своих коллег, сосредоточьтесь на поиске решений общих проблем. Подумайте над идеями, как бы привлечь коллег к поиску оптимальных решений, которые помогут достичь взаимопонимания. Не забывайте, что придется получать обратную связь.

В ситуации, когда сроки выполнения проекта находятся под угрозой из-за противоречивых приоритетов, организуйте командное совещание для обсуждения возможных решений и достижения консенсуса. Не нужно обвинять друг друга в том, что срок сдачи начал гореть. Старайтесь решить вопрос мирно, без конфликтов.

Старайтесь формировать позитивную рабочую атмосферу

Положительная рабочая атмосфера в значительной степени способствует снижению количества конфликтов. Поощряйте командную работу, давайте позитивную обратную связь и отмечайте совместные достижения.

Подумайте, какие мероприятия по сплочению коллектива вы можете организовать. Пусть это будет групповой обед или увлекательный выезд за город. Главное - проводить больше времени с теми людьми, с которыми у вас не получается найти общий язык. Это создает возможность для сближения и укрепления отношений между коллегами. Кто знает, быть может, с теми, с кем вы сегодня ругаетесь, завтра удастся подружиться?

Уделяйте внимание невербальному общению

Не забывайте, что именно невербальные сигналы могут непреднамеренно стать причиной недопонимания и конфликтов. При общении с коллегами обращайте внимание на тон, мимику и язык тела - на все, что вы транслируете, когда находитесь в коллективе.

Чтобы снизить вероятность конфликтов, старайтесь поддерживать зрительный контакт, используйте открытый язык тела и дружелюбный тон. Именно так вы сможете выразить уважение и понимание к каждому, с кем работаете. Не забывайте, что при правильном посыле вам непременно удастся расположить к себе людей, а невербальные сигналы мозг порой считывает лучше, чем слова.

Учитесь устанавливать границы

Установление четких границ поможет свести конфликты к минимуму. Четко определите роли, обязанности и ожидания от других, чтобы каждый в коллективе знал свои задачи. Кроме того, важно самому уважать личное пространство и время окружающих, не забывайте об этом.

Например, если коллега часто прерывает ваш рабочий процесс, вежливо выразите свою потребность в свободном времени. Предложите человеку назначить встречу для решения его проблем на определенное время, когда вы будете не так загружены делами. Таким способом вы и границы очертите, и острые углы сгладите.

При необходимости прибегайте к посредничеству

Когда конфликт на работе становится неразрешимым, привлечение нейтральной третьей стороны может способствовать улучшению ситуации.

Предложите посредничество кому-то из коллег или привлеките своего руководителя или отдел кадров для участия в обсуждении и оказания непредвзятой поддержки. Не забывайте, что третьи лица могут дать объективную оценку ситуации и помочь найти решения, которые будут выгодны всем участникам.

Учитесь приносить извинения (и принимать их)

Важно понимать, что в любом конфликте всегда виноваты обе стороны. И если они приобрели некую стабильность, стоит задуматься: а может, надо проанализировать свою роль во всех ситуациях, когда возникают разногласия? Скорее всего, виноват не только коллега, с которым вы постоянно спорите, но и вы сами.

Если ваши действия привели к разногласиям или конфликту, необходимо взять на себя ответственность. Признание своей ошибки и искренние извинения могут положить начало процессу оздоровления и восстановления отношений с другими участниками коллектива. Поверьте, это очень важно.

Проявляя смирение, вы побуждаете своих коллег к неконфронтационному ответу. Не забывайте никогда о том, что агрессия порождает такой же ответ. Вы ведь хотите мира, а не войны? Тогда каждый раз ищите дорожку, которая приведет к спокойному урегулированию спорной ситуации.

Конфликты - нормальная составляющая любого рабочего коллектива. Почему? Да как минимум потому, что состоит он из людей! У каждого есть свои представления о жизни, взгляды, интересы. Но важно понимать, что споры и разногласия не должны становиться постоянным источником стресса и напряжения.

Придерживаясь этих 8 советов, вы сможете эффективно разрешать конфликты и строить более здоровые отношения с коллегами. Помните, что взаимопонимание и уважительное общение не только способствуют вашему личностному росту, но и повышают общую продуктивность коллектива и счастье на рабочем месте. А это очень важно, и для развития карьеры в том числе!

Комментарии