Недоброжелательное отношение критиков к настоящим жемчужинам советского кино
Нет такой девочки, которая бы с раннего детства мечтала быть красивой. Самой красивой! Почему-то женская красота всегда ассоциировалась у людей со счастьем, успехом, признанием. И даже поговорка о том, что родиться с правильными чертами лица - это еще не гарантия, что на тебя с неба посыплется золотой дождь, не мешала этому мнению укорениться в наших головах настолько, что его и трактором не вытянешь.
Ирина Алферова - красавица, которой завидовали все женщины СССР
Возможно, я преувеличиваю. Даже соглашусь с тем, что завидовало ей меньшинство, в которое входила и я. Но с тем фактом, что Ирина Алферова сделала для кинематографии много, не поспоришь.
На ее счету - множество прекрасных ролей, сыгранных в театре. Но больше всего ее зрители запомнили по фильмам. Сниматься актриса начала еще студенткой. Первые фильмы, покорившие сердца ее поклонников, это "Алексеич", выпущенный в 1970 году, затем через два года - "Учитель пения" и телеэпопея "Хождение по мукам". Роль Даши Булавиной в последнем фильме была самой яркой и запоминающейся.
Потом было замужество. Александр Абдулов снимался вместе с супругой в таких кинолентах, как "С любимыми не расставайтесь", "Предчувствие любви". Эти фильмы сразу же полюбились зрителям.
Констанция из "Трех мушкетеров" - роль, в которой Алферова мне лично понравилась особенно.
Особое мнение
Но не все зрители были в восторге от игры красавицы Ирины. Критики после ее замужества частенько упрекали Алферову в том, что она стала играть хуже. Почему у них сложилось такое мнение, сказать сложно.
Хотя на роль Констанции сначала пробовалась Евгения Симонова. И сам режиссер фильма "Д’Артаньян и три мушкетера" Георгий Юнгвальд-Хилькевич не сразу решился взять на роль Ирину. Но руководство Госкино посоветовало утвердить именно Алферову. Почему-то критики в это время молчали.
Зато озвучивать Констанцию Ирине не дали. Ее слова произносила Анастасия Вертинская. Режиссер посчитал, что у Алферовой слишком грубый для француженки голос. Трудно представить, как обидно узнать такое мнение. Еще более неприятно сознавать, что зрители тоже задумаются, почему это актриса в фильме говорит не своим голосом.
Несмотря на это, фильм имел успех, который принес Алферовой еще большую известность.
Переход актрисы на второй план
Затем, в 1982 году, Алферова снялась в прекрасном фильме под названием «Василий Буслаев». Очаровательная и нежная актриса приглашалась на роли женщин цельных и женственных. Таким образом за ней закрепился образ характерной артистки.
Талантливо исполнила она роль в политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить...», который был выпущен в 1984-м. Превосходно сыграла Ирина в мелодраме «Ночные забавы» - это было уже в 1991-м.
Несмотря на популярность Алферовой, критики не спешили восторгаться ею. Прохладные комментарии в ее адрес, некоторые уколы по поводу одинаковости ее персонажей - и режиссеры перестали приглашать Ирину на главные роли.
После "Ермака", который вышел на экраны в 1996 году, Алферовой удалось сняться в клипе певца Александра Серова на его песню "Ты меня любишь". И потом пошли лишь второстепенные роли и участие в массовках.
Екатерина Самойлова, про которую говорили "божественная красота"
Эта женщина действительно поражает своей внешностью. Она будто бы светится изнутри, приоткрывая зрителям свой многогранный внутренний мир. Самыми яркими работами Самойловой по праву считаются два фильма: "Летят журавли", выпущенный в 1956 году, и "Анна Каренина", увидевший свет в 1967-м.
Были у Татьяны Самойловой роли и в других фильмах. Но о них мало кто вообще помнит. Например, "Леон Гаррос ищет друга", "Неотправленное письмо", "24 часа" и другие. И хотя этой удивительной красоты актрисе были присвоены орден Почета и орден "Знак Почета", а также звания народной артистки Российской Федерации (1992 г.) и заслуженной артистки РСФСР (1965 г.), критики отчаянно публиковали отрицательные отзывы о ее работах.
Характер героини переносится на саму актрису
Рецензируя чье-либо произведение, несведущий в этом деле человек частенько переносит свои эмоции на автора. Если писатель пишет о негативных явлениях, описывает переживания отрицательного героя, его обвиняют в том, что он сочувствует своему герою. То же происходит иной раз и с актерами.
В фильме "Летят журавли" критики увидели слабость женской натуры. По сюжету героиня совершает измену. Но Самойлова так сумела показать переживания Вероники, так тонко раскрыть ее душу, что зритель не может не сочувствовать ей.
Иногда талантливая игра приносит неприятности актеру
Недальновидные критики, про которых я писала выше, вместо того чтобы оценить высочайший талант актрисы, обвинили ее в том, что она неверно создала образ. По их мнению, Вероника должна была предстать перед зрителем персонажем отрицательным, подлой, лицемерной и лживой. Но обаяние Татьяны, ее женственность и привлекательность не позволяют зрителю обвинить ее.
Фильм "Летят журавли" взорвал кинопрокат. Народ был в восторге от самого фильма и от игры Самойловой, в частности. И критики отступили. Кинолента получила главную награду Каннского кинофестиваля. Но как говорится, хотя "украденная ложечка и нашлась, а осадочек-то остался".
Екатерина Савинова - талантливая актриса, обладающая уникальным голосом
Впервые увидела я эту артистку в замечательном фильме "Приходите завтра...". Помню, мы всей семьей хохотали до упаду. И если взрослые смотрели эту киноленту уже не впервые, то для меня она была настоящим открытием. Особенно поразило меня, подростка, то, что этот фильм был почти автобиографичным. И я была потрясена этим до глубины своей юной и ранимой души.
Так суметь сыграть саму себя, можно сказать, выставить на посмешище перед всем миром! Да, это дорогого стоит. И хотя героиня показалась мне, естественно, в первой половине фильма нелепой, неуклюжей и по-настоящему смешной, я сочувствовала Фросе и сопереживала вместе с ней.
Кстати, то, что пела Екатерина сама, это для меня было тоже откровением.
Критики о "бесталанной" Савиновой
Что именно не понравилось критикам в картине, мне, например, до сих пор непонятно. Может быть, сам посыл, идея: девушка из глухой глубинки приезжает в Москву и добивается сногсшибательного успеха. Мол, если снимать про это фильмы, вся молодежь из глухомани повалит в столицу, решив, что обладает теми талантами, которых ждут зрители.
Или мудрых утонченных критиков смутила прямолинейность "деревенщины", которая выглядела на экране такой беззащитной. Несмотря на грубость и неотесанность простой девушки, у зрителя к ней не появляется и тени негатива. Мы начинаем любить Фросю с первых кадров. Это ли не талант актрисы, режиссера, сценариста - да всех, кто работал над фильмом?
В результате, несмотря на старания критиков выставить актрису, играющую главную роль, бездарностью, фильм стал настолько популярным, что Савинову наградили за лучшую женскую роль года.
Стоит отметить и то, что Савинова по ходу съемок, как это частенько случается с талантливыми актерами, сама придумывала реплики. Они были настолько удачными и точными, с таким неподдельным искрометным юмором, что сразу же разлетелись по стране, превратившись в поговорки. Например, чего стоят ее гордые слова с ноткой обиды: "Когда я у себя в клубе выступала, в правлении слышно было".
Были у Савиновой и другие замечательные работы. Она снялась в фильмах "Кубанские казаки", "Большая семья", "В один прекрасный день". Но зрители по большей части запомнили Савинову именно по роли Фроси Бурлаковой.