"Такой фамилии быть не может": воспоминания современников о работе с Георгием Товстоноговым

28 сентября 2020 года исполнилось 105 лет со дня рождения поистине великого русского режиссера, имя которого - Георгий Товстоногов. Легендарный художественный руководитель Большого драматического театра на долгие годы вписал свое имя в историю как один из величайших деятелей культуры и искусства не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Об этой выдающейся личности и пойдет речь в статье.

Нет такой фамилии!

В свое время, когда Немировичу-Данченко представили очень талантливого и подающего большие надежды студента по фамилии Товстоногов, то Немирович жестко ответил: «Нет». Молодой на тот момент Георгий в искреннем недоумении спросил: «Что нет?» Немирович, в свою очередь, однозначно утвердил: «Не может быть такой фамилии. Может или Толстоногов – это русская фамилия, или Товстоног – это украинская. У режиссера фамилии Товстоногов быть не может и точка!» И удалился.

Но жизнь сложилась для тогдашнего юноши таким образом, что впоследствии он провел в театре практически 58 лет.

Краткая биографическая справка

Георгий Александрович появился на свет в Тбилиси, а служить в театр пришел еще совсем мальчишкой – в шестнадцать лет и при этом практически сразу занял должность ассистента режиссера в местном театре юного зрителя.

Буквально два года спустя Товстоногов выступил в качестве постановщика собственного первого спектакля. После он учился в ГИТИСе, где был студентом Лобанова и Попова.

В 1937 году отца Георгия объявили человеком, шпионящим в пользу Японии, и впоследствии репрессировали. Будущего режиссера же исключили из театрального института как сына врага советского государства. Но уже спустя несколько месяцев, когда Сталин высказал мысль о том, что дети все-таки не в ответе за действия собственных родителей, Товстоногова восстановили как студента. Несколько позже он поставил спектакль под названием «Из искры» в честь семидесятилетия Иосифа Виссарионовича, за что получил Сталинскую премию из рук вождя народов.

Кстати говоря, Георгий Александрович всегда умел мастерски ладить с действующей властью, однако при этом так и не вступил в ряды Коммунистической партии Советского Союза.

Активная работа

В начале 1950-х годов Товстоногов начал свою активную московскую театральную жизнь, которая тогда была серой и тоскливой. Но гораздо более была тосклива театральная жизнь в Ленинграде. Георгий Александрович получил в управление театр имени Ленинского комсомола – сооружение эпохи сталинского классицизма, где вместо сцены была натуральная взлетно-посадочная полоса и огромная труппа. С этого Товстоногов и начал завоевание Северной Пальмиры.

Также в своей жизни режиссер трудился в Русском театре им. Грибоедова, расположенном в Тбилиси, и Центральном детском театре Москвы. Однако в историю деятель вошел как руководитель именно Большого драматического театра. Управлял он им 33 года, а пост главы театра он занял, когда ему был 41 год.

Показательный момент

Стоит отметить, что Георгий Александрович принял БДТ под свое крыло в тот момент, когда малочисленные зрители очень узкой струйкой заходили в театр в единственную дверь, поскольку все остальные были наглухо заколочены из-за собственной ненадобности.

И Товстоногов был вынужден сделать во всех отношениях кардинальный шаг – он уволил практически половину труппы и сформировал новую, которая оказалась просто блестящей во многих аспектах. Режиссер всю свою творческую жизнь умел мастерски раскрывать потенциал актеров и развивать их как профессионалов.

Мнение художника

Эдуард Кочергин был главным художником БДТ довольно длительный период, а в театр пришел в 1971 году. Вместе с Товстоноговым он сделал порядка 30 спектаклей.

По воспоминаниям Кочергина, его первой большой работой в БДТ было создание костюмов для постановки «Генрих IV». Художнику довелось на спать почти 3 дня, чтобы воплотить в жизнь свои наработки. Однако на репетиции один из актеров пренебрег разработкой Кочергина и не стал надевать костюм. На что Товстоногов, будучи на репетиции, сказал Копеляну (актеру, отказавшемуся носить бутафорские доспехи): «Фима, а не трудно тебе шевелить усами на всех существующих киностудиях страны?» После этого Копелян всегда был на репетиции в своем костюме. Таким образом Георгий Александрович сумел показать собственное умение настроить на рабочий лад доверенных ему актеров.

«Мы были спаяны друг с другом!»

Именно так в свое время сказал Олег Басилашвили о личных отношениях с Товстоноговым. Актер пришел в театр в 1959 году по личному приглашению Георгия Александровича. Товстоногов сумел раскрыть талант Басилашвили, активно задействовав его во множестве собственных постановок.

Первой работой актера под руководством Георгия Александровича был спектакль «Три сестры», где Олегу досталась роль Андрея Прозорова. А чуть позже Басилашвили уже играл Ивана Хлестакова в «Ревизоре» - личность, полностью противоположную по своему складу Прозорову. То есть режиссер таким образом "растягивал" репертуар актера и позволял ему многогранно раскрыться.

По словам Басилашвили, Товстоногов всегда крайне тщательно разбирал все тонкости пьесы. Георгий Александрович не любил никогда сидеть за столом, однако заставлял как себя, так и всю актерскую труппу.

Также Олег Валерианович вспоминал, как часто спорил с режиссером по причине желания добраться до самой сердцевины постановки, дабы понять, как максимально реалистично сыграть ту или иную роль, чтобы не было абсолютно никакой фальши. Именно во многом из-за этой искренности и колоссальной самоотдачи коллектива труппы, как считает Басилашвили, и стояли километровые очереди в кассы Большого драматического театра, поскольку в этом месте зритель и актеры разговаривали на одном, понятном все им языке.

Заключение

Георгий Александрович прослужил в БДТ тридцать три года и, по сути, не увольнялся из него. 23 мая 1989 года, после проведения репетиции постановки, носящей название «Визит старой дамы», Товстоногов поехал к себе домой. И к сожалению, эта поездка оказалась для него уже последней в жизни, поскольку он скоропостижно скончался от сердечного приступа, находясь за рулем собственной автомашины.

Комментарии