Режиссер и его муза: история любви и творческих свершений Инны Чуриковой и Глеба Панфилова, проживших в браке полвека

Звездные семьи – особый предмет для обсуждения. В мире кино можно по пальцам пересчитать те пары, которые прожили долгую и счастливую жизнь. Глеб Панфилов и Инна Чурикова – один из таких примеров. За их плечами не только общие киноработы, десятки интервью друг о друге, в которых можно увидеть уважение и любовь, но и полвека личных отношений. Когда Инна Михайловна пришла в профессию, не все считали ее красивой. Для Глеба Анатольевича она была самой лучшей – настоящей королевой и в жизни, и в работе. К сожалению, в начале 2023 года Инны Михайловны не стало. За ее супруга переживали многие, но сам он не смог жить без нее.

Предназначенные половинки

Здоровье Чуриковой по­шатнулось в последние годы. Упав в 2012 году, актриса получила травму. Тогда это показалось случайностью, никто не подозре­вал коварную болезнь. В 2016 году Инна Михайловна поскольз­нулась на улице, в 2019 году травмировалась в театре, в июле 2022-го – попала в больницу с ушибом груд­ной клетки.

Каждый раз любимый супруг был рядом: поддерживал, кормил пита­тельными супчиками, про­сил соблюдать постельный режим. Разве можно было как-то иначе? Много лет назад он сам загадал ее себе…

Сказочная встреча

Впервые Панфилов увидел актрису в телепостановке и не смог отвести глаз. Его поразила невероятная удивитель­ная фактура. Казалось, с экрана смотрела Таня Теткина из его буду­щего фильма “В огне брода нет”, для которого он как раз так долго искал актрису, а потому все время откладывал съемки. И вот наконец звезда нашлась.

Это была удивительная история любви. Глеб Анатольевич, увидев Чурикову на экране, больше ничего о ней не знал – потребовалось несколько месяцев, чтобы через знакомых хоть что-то о ней разузнать. Он хорошо сохранил в памяти ее экранный образ, делал зарисовки на бумаге, а когда показал их Ролану Быкову, тот улыбнулся – он сразу понял, о ком шла речь.

Искра с первого взгляда

Будущие супруги – а пока только коллеги по цеху – познакомились на “Ленфильме”. Инна Михайловна и сама не смогла отвести взгляд от обаятельного кавалера, аналогично тому, как он от нее с телеэкрана. На съемках “В огне брода нет” 25-летняя Инна стеснялась перед 30-летним режиссером, который только и делал, что восхищался ею. Еще в приемной комиссии театрального института Чуриковой намекнули, что с ее внешними данными не стоит надеяться на успех в кино. Что за вздор! После премьеры фильма все увидели, какой тонкой и по-своему очаровательной может быть актриса.

“Когда режиссер Панфилов вошел в кабинет, меня накрыло странное чувство, как будто в моей судьбе произойдет резкий поворот. И это будет что-то более, чем совместная работа над фильмом. Если бы не эта встреча, моя жизнь могла бы сложиться совершенно иначе. Я сразу осознала – это будет человек, которого я полюблю на всю жизнь”, – вот так вспоминала Инна Михайловна чувства, охватившие ее впервые после знакомства с будущим супругом.

Счастье в быту

Да и сам Панфилов признавался, что с первой беседы понял, насколько эта девушка талантлива и содержательна. Уже тогда они почувствовали друг в друге родственные души. Не стали “закручивать” свои отношения, плести интриги, долго разговаривать по телефону и часами гулять по ночному городу – они знали, что будут вместе, а потому зачем тянуть время? Влюбленные отправились подавать заявление, уверенные в том, что они предначертаны друг для друга судьбой.

Они вместе играли на сцене, воспитывали сына Ивана, но окружающих поражало другое – нежность, с которой Панфилов относился к Чуриковой, словно супруга была хрупкой вазой. Пандемию они встретили и провели вместе, не выходя из дома – на всякий случай. Инна Михайловна говорила позже, что дома они почти не ссорились – попросту было некогда, ведь их жизнь была яркой.

Кстати, после рождения сына Чурикова не стала сидеть дома и почти сразу вернулась в профессию. Как для матери и супруги, для нее это было нелегко: “Собираясь на репетицию, я видела, с какими глазами стояли в дверях двое моих мужчин – взрослый и маленький. Наверное, им думалось, что я ухожу на свидание с другими, а не на работу”.

В профессии тоже вместе

Они вместе поднимались на вершину успеха. Инна Михайловна все больше раскрывала грани своего таланта, а ее супруг брался за все более сложные режиссерские работы. Его “Прошу слова” 1975 года был отмечен на кинофестивале в Карловых Варах, а “Тему” 1979 года не пропустила цензура. На какое-то время о картине пришлось забыть, но позже она, конечно, добралась до зрителей и принесла режиссеру несколько наград, включая “Золотого медведя”.

Фильм “Романовы. Венценосная семья” Глеб Панфилов создавал практически всю жизнь с того момента, когда в детстве побывал в заброшенном доме Ипатьева, где Романовы провели последние дни своей жизни. Почти во всех его картинах Чурикова принимала участие не только как актриса главной или второстепенной роли. В тех же “Романовых” она помогала писать сценарий и участвовала в озвучке.

Глеб Анатольевич вспоминал, что когда увидел ее впервые, то смотрел на нее не только как на будущую супругу, но и как на актрису – для него она оставалась звездой невероятного масштаба. Начиная очередной проект, он старался отвести ей хоть какую роль – не потому, что жена, а потому, что с таким талантом сидеть без дела ей нельзя.

Спектакль “Аудиенция” – одна из самых известных театральных работ Инны Михайловны. Это супруг поставил его специально для нее. В постановке актриса перевоплотилась в Елизавету II так, что даже самые заядлые критики не знали, что возразить.

Оставаясь рядом

В 2022 году Инна Михайловна в театр не вернулась, хотя ее очень ждали и зритель, и весь актерский состав. Панфилов тоже понимал, что жене нужна поддержка публики и сцена, к которой она привыкла, но у Чурико­вой попросту не было сил. В новогодние каникулы 2023 года ее госпитализировали, и из больницы актриса уже не вышла. После ее похорон сын по­обещал, что по прошествии заберет отца к себе. Сам Иван к тому моменту уже долгое время жил за границей, имел собствен­ный бизнес. Однако пере­езда не случилось. Глеб Ана­тольевич слишком глубоко пустил корни в родной земле. Тем более здесь была мо­гила его супруги, которую оставить он точно не мог.

Тяжесть одиночества

Уход супруги Глеб Ана­тольевич комментировать всячески отказывался, да и вообще не желал давать интервью. Чтобы хоть на время от­влечься от горестных мыс­лей, он решил вернуться к делам: мечтал выпустить книгу об их совместной с супругой работе, рассказать, как они общались за кадром и как готовились к постановкам. Он очень хотел возродить спектакль “Ак­витанская львица” – еще одну громкую премьеру с участием Чуриковой, который после ее смерти не стали больше ставить. Причина была проста: невероятно сложно найти актрису, ведь у Чуриковой была слишком высокая планка.

Здоровье также не позволяло осуществить задуманное. Будучи пода­вленным, Глеб Анатольевич все меньше заботился о себе. Мог отказываться от лече­ния, забывал принимать таблетки. Режиссеру стало плохо дома в Подмосковье, он попал в больницу, а оттуда его перевели в Склифосовского.

Быть вместе с Королевой

Одним из желаний режиссера было увидеть последний фильм супруги под названием “Мятный пряник”. Для Чуриковой это была особенная работа – посвящение матери. Режиссер Андрей Карасов вспоминал, как Глеб Ана­тольевич, привозя жену на съемки, строго наказывал ему следить за ней. Однажды на площадке отклю­чили горячую воду, пришлось Инне Михайловне мыть голову холодной водой. Это привело к простуде.

За неделю до кончины у режиссера умерла люби­мая собака породы корги. Неизвестно, сообщили ли Панфилову эту новость, но даже если нет, смерть жи­вотного кажется предзна­менованием его собствен­ного ухода. А сам он наконец воссоединился со своей Королевой.

Комментарии