Что запрещалось учителям 100 лет назад: свод жестких правил
Современные учителя периодически жалуются на свою нелегкую судьбу. Помимо возмутительно низких зарплат и напряженного рабочего графика, министерство образования лишило их возможности бить учеников линейками, оставлять после уроков и высмеивать их перед одноклассниками. Наконец, у детей появилось реальное право жаловаться, снимать учителя на телефон, и вообще быть услышанным. Еще лет 10-15 назад дети, без преувеличения, порой боялись идти в школу, ведь там их ждали не только сложные предметы, длинные уроки, ненавистные контрольные, но и учителя, среди которых попадались неадекватные личности.
Так было не всегда. Первое советское десятилетие, начало советской перестройки общества, стало временем экспериментов во всех сферах, включая образование. Главной задачей образовательных учреждений стала ликвидация безграмотности и воспитание человека «нового типа». Этот процесс подробно описан в книге историка Александра Рожкова «В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов».
Главные задачи школьного образования
Главной своей задачей Рожков считал ответ на вопрос, кем чувствует себя школьник: пассивным объектом, который формируется посредством воздействия извне, или же полноправным участником своего развития. В том числе ему предстояло выяснить, могут ли участвовать школьники, чья личность только формируется, в развитии коммунистического эксперимента и претворении в жизнь идей марксизма и ленинизма.
«Полезный член общества»
Проще говоря, главной целью образования было, воспитать полезного члена общества. Главными его чертами считались жизнерадостность, здоровье, работоспособность, развитые общественные инстинкты, четкое понимание своего места в природе и обществе. «Полезный член общества» должен был уметь анализировать текущие события, бороться за идеалы рабочего класса и умело строить коммунистическое будущее.
Из педагогического лексикона даже исчезло слово образование. На смену ему пришел термин «социальное воспитание».
Лепить «полезного члена общества» — задача непростая, особенно учитывая все нюансы нового времени. У учителей дореволюционной закалки буквально волосы дыбом вставали от нововведений, пришедших на смену старому досоветскому укладу.
Школьные советы
Одним из таких новшеств стали школьные советы — институты школьного самоуправления, регулирующие происходящее в учебном заведении. Например, отчислять или наказывать провинившихся или сильно отстающих учеников можно было лишь с их разрешения.
Правда к 1930-м годам деятельность школьного самоуправления упразднилась, а в военное время вернулась дореволюционная система образования.
Правила поведения учителей 100 лет назад
Однако прежде чем все встало на свои места, учителя выполняли ряд строгих правил, за невыполнение которых они могли лишиться возможности преподавать.
- Женщины-учителя не имели права ходить на свидания.
- Запрещено было играть свадьбу в течение учебного года.
- Учителя были обязаны находиться дома с 20:00 до 6:00. Исключением могли быть дела, связанные со школой.
- Учителям было запрещено надолго задерживаться в ресторанах и кафе.
- При необходимости выехать за пределы города, нужно было спросить разрешения у администрации школы.
- Курение запрещено.
- Учителя женского пола не имели права ехать в экипаже с мужчиной. Исключением мог быть лишь отец или брат.
- Учителя обязаны были носить строгую одежду сдержанных цветов, иметь под платьем не менее 2 нижних юбок, длинной не короче 7 см выше щиколотки.
- Учителям запрещено было красить волосы.
- Классные комнаты должны были содержаться в тепле и чистоте. Учителя ежедневно мели и вымывали пол и в зимнее время топили печь к приходу учеников.
Это список, который был составлен по инструкции 1915 года для школьных учителей штата Вирджиния, США. Примерно таким же инструкциям подчинялись в то время учителя и в России, и в Европе.
Свод этих правил может показаться жестким, но зерно здравого смысла в нем имеется. Учитель, как и врач — это специалист, от которого зависит жизнь других людей. Более того, этом случае речь всегда идет о жизни ребенка. Возможно, учителя должны содержаться в еще большей строгости, чем дети. Это позволит избежать вседозволенности и произвола, и на одну причину детской ненависти к школе станет меньше.