С собакой в школу: специалисты предлагают использовать собак для улучшения психологического климата в образовательных учреждениях
Уместно ли в школу приводить животных? Вряд ли такую идею сочли бы нормальной несколькими годами ранее. Если бы кто-то и мог решиться на такой шаг, то эти случаи были бы единичными. С подобным заявлением выступил вице-канцлер Букингемского университета сэр Энтони Селдон, и его поддержал министр образования Великобритании Дамиан Хиндс. По мнению экспертов, присутствие собаки на занятиях оказывает терапевтический эффект и благотворно влияет на психическое состояние детей. В нашей стране педагоги-кинологи уже успели провести эксперименты с нетрадиционным процессом обучения и получили ряд положительных результатов.
Цель мероприятий
Предложение, которое внесли зарубежные эксперты, состояло в том, чтобы создать в школе более теплую атмосферу с целью достижения лечебного эффекта. По мнению психологов, животные могут помочь детям в преодолении стрессов в условиях технического прогресса, они считают, что такая обстановка не учит школьников гуманности.
В коррекционном учебном учреждении Санкт-Петербурга собаки-терапевты были допущены к ребятам не только для улучшения эмоционального состояния, но и как помощники в обучении. Сложные в обучении дети учились читать вместе с животными. Для этой цели был организован специальный проект под названием «КниГАВ», где животные выступали в качестве слушателей.
Подобный метод применялся и в двух учебных учреждениях города Красноярска. В первом случае ребятам позволили приводить в школу собственных собак. Животные помогали разучивать им танцы и посещали уроки физкультуры. Это было разрешено для повышения социальной культуры, но не для игры. Следом были введены кинологические занятия, где педагоги обучали детей правильно вести себя с животными не только в помещении, но и в транспорте, и на улице. Для уроков было выделено помещение.
Эксперты подчеркивают важность подготовки
Специалистами Великобритании был введен новый кодекс. Он был разработан для того, чтобы изучить на практике взаимоотношения между человеком и собаками. В нем уделяется внимание хорошей подготовке питомца, его адаптации. Ведь важно, чтобы животное комфортно себя чувствовало в школьной среде. Специалист должен хорошо изучить темперамент собаки и рассказать детям, как правильно обращаться с ней. Объяснить, какие действия недопустимы при контакте с питомцем.
В специальном учебном заведении Красноярска № 152, где обучаются особенные ребята, были проведены научные исследования. В школу привели уже дрессированных питомцев. Чтобы проследить изменения в состоянии маленьких личностей, специалисты следили за показателями температуры, проверяли пульс и ритм дыхания. Для эксперимента были выбраны разные породы собак: бордер-колли, рассел-терьер и дворняга. От проекта ожидалось, что он поможет ребятам социализироваться, почувствовать полноценность в окружении других детей, а также обучит жизненно важным навыкам.
С тем, что для проведения таких мероприятий нужна профессиональная подготовка, несомненно, согласятся многие. Ведь все родители переживают за безопасность своих детей. Такие вопросы, как нахождение в школе животного, должны, конечно же, решаться обоюдно. Например, у некоторых детей может быть аллергия на шерсть животных. Есть малыши, у которых есть боязнь собак. Поскольку данный метод является нестандартным, то родителям было бы хорошо ближе познакомиться с преподавателем-кинологом и самим питомцем.
Результаты
В процессе первого эксперимента обнаружилось, что животным нравились определенные книги. Дети, замечая это, с большим интересом читали рассказы согласно предпочтению четвероногого участника. В итоге даже труднообучаемые школьники достигли неплохих успехов.
Дети были в восторге от общения с животными. Им дали возможность рассказать о своих впечатлениях. Учащиеся говорили о том, что им нравилось ухаживать за собаками, гладить их и давать команды. В результате научного эксперимента выяснилось, что у детей во время специальных занятий понизилась температура и их физическое состояние значительно улучшилось.
Выводы
То, что люди должны жить в гармонии с животными – это факт. Ведь не случайно же четвероногие друзья существуют. Если у вас есть дети, то, скорее всего, вы замечали, сколько положительных эмоций вызывает у ребенка это существо. Примечательно то, что крохи до года не боятся даже собак крупных пород.
Проведенным экспериментам вторят жизненные примеры, когда эти питомцы вносили значительный вклад в формирование малыша. Такие дети, как правило, добрее, и нельзя сказать, что это качество у них остается лишь на эмоциональном уровне. Будучи подростками, в противоположность своим сверстникам, такие ребята не боятся совершать благородные поступки при других и не стесняются иметь свое личное мнение. Вряд ли ребенок, у которого жил дома любимый пес, будет жесткого обращаться с другими. Уже в этом есть большой плюс.
Хотелось бы еще упомянуть о роли подходящей атмосферы для восприятия информации. Неблагоприятный психологический климат тормозит процесс обучения даже у очень способных ребят. Что можно тогда сказать о сложных детях? Если вполне развитый ребенок не всегда воспринимает информацию от учителя, который обращается с ним некорректно, то насколько же тогда важны хорошие условия для труднообучаемых малышей. Сама по себе идея с собаками заманчива, главное, чтобы во всем этом была проявлена предусмотрительность.