Что больше: 2 лопаты или 3 ведра? Задание для I класса озадачило даже учителей
Разве могут быть сложными задачи по математике для первого класса? Да что там сверхъестественного - посчитать разницу в количестве яблок у Пети и Васи или определить сдачу после покупки тетради? Однако каждый учитель знает, что научно-технический прогресс не стоит на месте. Меняются наши реалии, меняется и подход к обучению. Поэтому все, что было актуально в начальной школе еще 20 лет назад, безнадежно устарело сегодня.
Умение анализировать и делать выводы
Первоклассники в наши дни приходят в школу, умея читать, писать и считать в пределах сотни. Одни учат таблицу умножения, другие с шестилетнего возраста занимаются с репетитором английским или даже китайским языком, а третьи пишут проекты.
Система образования в разных странах направлена на то, чтобы дети уже в первом классе умели анализировать задачи и делать выводы. Математика при таком подходе уже мало похожа на оттачивание примеров на сложение и вычитание.
Вьетнамская головоломка
Кажется, дальше всех пошли создатели рабочих тетрадей по математике во Вьетнаме. Родители взглянули на это и заполонили вопросами социальные сети. Да, вьетнамские мамочки тоже вечерами помогают своим первоклашкам. Даже сами учителя были озадачены, когда увидели задание про 3 ведра и 2 лопаты.
Ну как же, ведь всех их учили в школе, что сравнивать можно исключительно равновеликие объекты. Количество карандашей с карандашами, яблок с яблоками, слонов со слонами. Либо, как вариант, можно сравнить одинаковые предметы разных размеров.
Теперь же составители пособия предложили вьетнамским первоклассникам сравнить три ведра и две лопаты, три пчелы и два цветка, две кастрюли и две крышки. Казалось бы, ничего сложного – ставь значок "больше" к большей цифре. Но чему авторы сего математического шедевра хотели научить детей? Тому, что сравнивать между собой можно любые объекты? И как раньше до этого никто не додумался?
В общем, в социальных сетях во Вьетнаме вспыхнуло активное обсуждение. Многие родители и учителя сокрушались, называя это задание не совсем корректным. Некоторые высказывали мнение, что не за горами будут и другие "сюрпризы" в программе обучения первоклашек. Но создатели пособия преследовали иные цели. Они не хотели вызвать резонанс, а просто планировали научить первоклашек рассуждать.
Цели подобных заданий
Учитель Фам Тхи Фуонг встал на защиту авторов пособия. Профессор в области физики полагает, что целью сравнений не всегда являются только числа. И дети должны это осознавать уже в семилетнем возрасте. Необходимо смотреть глубже, исходя из конкретной ситуации.
Например, если в задании указано разное количество пчел и цветков, это означает, что какой-то пчеле не хватит цветка. Какая-то семья отправится копать картошку, и одному из ее членов не хватит ведра. Это означает, что людям придется разработать стратегию по сбору картофеля.
А вот еще подобные примеры. Школьнику предлагают сравнить 20 больничных коек и 30 заболевших. Он должен предположить, что десяти пациентам не хватит места в больнице. И желательно рассудить, что же делать в такой ситуации: отправить некоторых больных лечиться на дому или расширить количество коек.
Или такой пример: в дом с двумя санузлами въехала семья из шести человек. Людей больше. Это означает, что по утрам в ванную комнату неизбежна очередь.
Вот такие задания дают во вьетнамских школах. А мы еще свои ВПР ругаем!