Детям с высоким IQ нужна особая поддержка: как выделить такого ребенка и как в Германии пытаются развивать их потенциал
Примерно 2% населения мира имеет высокий коэффициент интеллекта (IQ). У некоторых людей он превышает 130, их называют одаренными.
Высокие интеллектуальные способности начинают проявляться в раннем детстве. Одаренные дети отличаются по интеллекту от своих сверстников, но не все родители могут сразу заметить одаренность своих детей, принять и понять тот факт, что их ребенок уникален. Они могут обратиться к специалистам, чтобы провести тесты и выявить особые способности своего ребенка. К детям с высоким IQ нужен индивидуальный подход, им требуется поддержка для развития их особенных навыков.
Специалисты из Германии выделили характеристики, которые помогают заметить высокие интеллектуальные способности уже в раннем возрасте. Эти первые признаки у каждого человека разные, поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
Одаренные дети имеют большой словарный запас
Этот фактор может быть первой подсказкой. Если ребенок имеет хорошую память, широкий для своего возраста словарный запас, четкую речь или решает сложные арифметические задачи, это может указывать на его одаренность.
Одаренные люди общительны
Одаренные дети способны быстро налаживать межличностные отношения с взрослыми, чаще всего им неинтересно общаться со сверстниками. Такие дети любознательны. В компании старших они чувствуют себя комфортно и раскованно, не стесняются задавать вопросы.
Одаренным людям часто бывает скучно
Одаренные дети развиваются быстрее, чем их сверстники. Находясь в детском саду, ребенок может считать некоторые игры скучными, глупыми - поэтому он отвлекается от занятий и пытается привлечь к себе внимание. Часто такие дети интересуются вещами, которые их сверстники еще не освоили. Они могут стать изгоями, потому что им неинтересно, они не могут полноценно развиваться в своей возрастной группе, их потребности гораздо выше.
В школе одаренный ребенок может постоянно чувствовать себя недостаточно интересным, непопулярным, обычно у него мало друзей. Такие дети могут вести себя как всезнайки (стараются показывать свои знания, высказывать свое мнение, спорить) или действуют как клоуны, чтобы одноклассники заметили их. Парадоксально, но одаренные люди, несмотря на высокий коэффициент интеллекта, иногда имеют необъяснимо низкую успеваемостью в школе.
Как понять, является ли ребенок одаренным?
На этот вопрос нет точного ответа, ведь все дети разные. Психодиагностическая проверка может помочь выявить особые способности. Тест на интеллект должен проводить опытный психолог. Потому что есть много умных, но не обязательно одаренных детей, выявить уникальные способности непросто.
Тесты на интеллект можно проводить, начиная с двухлетнего возраста, но нужно помнить, чем младше ребенок, тем ниже надежность измерения. За это ответственны различные процессы развития, которые происходят в детстве. Одаренность, определяемая в раннем возрасте, может быть просто преимуществом в развитии. Однако примерно с пяти лет высокий интеллект можно выявить более точно. Тесты должны соответствовать возрасту ребенка.
Одаренному ребенку нужна поддержка
Не все дети с высоким IQ могут реализовать свой потенциал самостоятельно, Взрослые должны понять, что ребенку нужна помощь. Каждый ребенок имеет право на поддержку, соответствующую его потенциалу.
В Германии одаренным детям уделяют особое внимание, власти создают специальные условия, чтобы всесторонне развивать их способности. Необходимо ориентироваться на потребности, а также на сильные и слабые стороны ребенка.
У детей с интеллектом выше среднего очень рано возникают особые потребности в обучении, поэтому в некоторых городах уже есть специальные детские сады, в которых для интеллектуально развитых детей создаются комфортные условия. Также одаренный ребенок имеет возможность пойти в школу раньше. В школах Германии открывают специальные классы для вундеркиндов.
Закрытие школ на карантин во время пандемии коронавируса – это трудное время для одаренных детей. Потому что им не хватает общения с учителями или другими детьми, у которых есть аналогичные потребности. К сожалению, не все родители могут развивать способности своих детей самостоятельно. Возможно, в будущем опыт Германии будут перенимать другие страны, и поддержка одаренный детей будет осуществляться на государственном уровне.