Легко ли быть директором школы: базовые навыки хорошего управленца

Любой учитель скорее всего, уже обладает многими сильными лидерскими качествами, необходимыми для работы директором. Но может ли любой педагог возглавить учебное заведение? И какие наиболее важные навыки необходимы, чтобы стать хорошим директором?

Роль директора

Прежде чем обсуждать, какие навыки необходимы, чтобы стать хорошим директором, давайте сначала обсудим, какова его роль. Определение должности директора школы, следующее: связующее звено между учителями, учащимися и их родителями или опекунами, системой образования и обществом в целом. По сути, директор должен контролировать все аспекты школьной жизни, включая, помимо прочего:

  • Расписание занятий.
  • Управление и создание учебной программы.
  • Оценка работы учителя.
  • Управление школьным бюджетом.
  • Дисциплинирование школьников.

Какие навыки необходимы учителю, чтобы стать успешным директором?

Лидерские качества

Как директор, вы отвечаете за большую команду сотрудников, а также за огромное количество учеников и являетесь посредником между учениками, учителями и их родителями. Поэтому, как директор, вы должны быть сильным лидером, чтобы учащиеся, сотрудники и родители уважали вас и прислушивались к тому, что вы говорите.

Директорам может быть полезно иметь предыдущий опыт работы на различных других руководящих должностях в преподавании, например, в качестве руководителя отдела или организатора внеклассной деятельности (многие должности директора в любом случае потребуют от вас наличия этого предыдущего опыта). Это дает вам возможность развить свои лидерские качества, управляя небольшой командой, прежде чем взять на себя роль директора, где вы будете отвечать за всех в школе.

Способность адаптироваться и внедрять инновации

Одним из навыков, которым должны обладать все преподаватели, а не только директора, является способность адаптироваться и внедрять инновации. Мы живем в мире, где технологии постоянно развиваются и постоянно появляются новые методы обучения. Директора должны подавать пример и не бояться перемен, а скорее вносить изменения в учебную программу и стиль преподавания по мере появления этих новых тенденций и методов.

ИТ-навыки

Более того, чтобы оставаться инновационными и поддерживать актуальность учебной программы и стилей преподавания, директора должны чувствовать себя уверенно, используя новейшие технологии. Как и во всем, что делают директора, они должны подавать пример, потому что, если они не попытаются использовать эту новую технологию, они не смогут ожидать этого от своих учителей. Это стало еще более важным из-за пандемии Covid-19 и связанного с ней перехода к онлайн-обучению во всем мире, что означает, что учителям теперь приходится полагаться на технологии больше, чем когда-либо прежде.

Коммуникативные навыки

Как директор, вы общаетесь со многими разными людьми: родителями, учениками и сотрудниками. Поэтому вам необходимо убедиться, что вы сообщаете им всю необходимую информацию и соответствующим образом — то, как вы обращаетесь к учащемуся, будет отличаться от того, как вы общаетесь с родителем или сотрудником.

Самое главное, чтобы вы информировали все стороны о том, что происходит в школе. Например, для общения с родителями вы можете рассылать еженедельный информационный бюллетень с описанием событий, происходящих в школе, и достижений учащихся за неделю. Если вы особенно заинтересованы в построении тесного сотрудничества между родителями и учителями, посетите наш курс и углубитесь в эту тему. Для общения с сотрудниками вы можете рассылать еженедельный бюллетень с любой соответствующей информацией о студентах, которую им может понадобиться.

Умение делегировать

Существует распространенное заблуждение, что хороший руководитель — это тот, кто способен все сделать сам. Тогда как на самом деле лучшие руководители (и, следовательно, лучшие директора школ) знают, когда им следует делегировать определенную задачу кому-то другому. Могут быть некоторые задачи, для выполнения которых другие сотрудники были бы лучше подготовлены, или иногда у директора может быть слишком много работы, которую он должен выполнить самостоятельно, и ему требуется помощь других сотрудников, чтобы все сделать. Именно здесь очень пригодится возможность делегировать конкретные задачи другим сотрудникам.

Будьте решительными

Еще одним важным качеством директора школы является его решительность. Решительность создает у сотрудников и студентов впечатление, что вы знаете, что делаете, и уверены в своих силах. Это, в свою очередь, повышает их уверенность в ваших способностях руководить школой. Кроме того, обычно, если вы действуете решительно и, следовательно, быстро, это означает, что вопрос, который вы пытаетесь решить, также решается быстрее.

Навыки решения проблем

Навыки решения проблем, возможно, являются одним из наиболее важных навыков для директора школы, поскольку ежедневно директора сталкиваются с целым рядом проблем, от вопросов финансирования до домашних проблем учащихся. Если у кого-либо (сотрудников или учащихся) возникнет какая-либо проблема, то директор — это человек, к которому он обратится, чтобы помочь решить ее.

Не стоит думать, что вы не годитесь на роль директора, если вам ни разу не приходилось управлять коллективом. Все эти навыки развиваются по мере того, как вы приступаете к работе. Не стоит корить себя, если в первые дни вам сложно распределять задания и спрашивать за их выполнение. Все это придет к опыту.

Умение расставлять приоритеты

Продолжая предыдущий пункт, хотя директор слышит о многих разных проблемах даже в один и тот же день, не все они одинаково важны. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы директор мог расставить приоритеты для наиболее важных вопросов, чтобы их можно было решить как можно быстрее. Учитесь расписывать задачи на каждый день, а потом распределять их между исполнителями.

Будьте чуткими к сотрудникам

В школе будут учащиеся, родители и сотрудники из самых разных социально-экономических слоев и ситуаций дома. Как директор, вы должны уметь сопереживать людям, даже если вы, возможно, не испытали того, что испытывают они. Вы должны уметь активно слушать и давать советы и решения, чтобы помочь им. Добрый, чуткий директор школы также кажется гораздо более доступным. Вы хотите, чтобы сотрудники и студенты чувствовали, что они могут обратиться к вам с любым вопросом.

Будьте заметны

Чрезвычайно важно, чтобы директора были видны в коридорах и чтобы они напрямую общались с учениками, персоналом и родителями. Это еще раз делает директора более доступным как для сотрудников, так и для студентов. Это также чрезвычайно ценно для директора школы, поскольку дает ему возможность лучше узнать сообщество, которому он служит, и лучше понять его и его потребности.

Заключение

Чтобы стать хорошим руководителем и, следовательно, хорошим директором, вам следует не только обладать хорошими коммуникативными и ИТ-навыками. Но что самое главное, вы доступны. Сотрудники и учащиеся должны чувствовать, что они могут обратиться к вам по любому вопросу и что вы отреагируете эффективно и адекватно. Быть руководителем в школе - невероятно ответственно, но именно действующим педагогам будет легче всего взять на себя эту задачу. Если у вас есть какие-либо другие навыки, которые, по вашему мнению, будут полезны директору, поделитесь ими с нами в комментариях.

Комментарии