Учитель и родитель: как выстроить правильные взаимоотношения

Психологи отмечают, что ключом к успешному сотрудничеству между родителями и учителями является открытое и честное общение. Рекомендуется с самого начала учебного года установить контакт с педагогом: познакомиться, узнать об ожиданиях и методах работы, которыми пользуется учитель. Это поможет родителям понять, какие требования предъявляются к их ребенку и как они могут поддержать его в учебе.

Про доверие и общие цели

Важный аспект — это взаимное доверие. Родители должны помнить, что учитель не враг, а союзник, заинтересованный в успехах их ребенка. Показывайте открытость к диалогу: не стоит бояться задавать вопросы или обращаться за разъяснениями, если что-то непонятно. Учитель, в свою очередь, должен быть готов откликнуться на эти запросы, предоставляя необходимую информацию и поддержку.

Для предотвращения конфликтов важно избегать обвинений и критики. Если возникают проблемы или неясности, лучше обсудить их на личной встрече, стараясь понять точку зрения обеих сторон. Результатом таких обсуждений зачастую становятся конструктивные решения, которые способствуют комфортной образовательной среде для ребенка.

Как учителям и родителям научится общаться

Очень часто даже незначительные конфликты выносятся на уровень руководства, так как стороны не принимают попыток решить все на месте. Когда родители занимают позицию потребителя, а учителя вместо обсуждения начинают защищаться, такая модель общения лишь обостряет школьные конфликты. Что же нужно сделать, чтобы учителя и родители могли взаимодействовать друг с другом, не перенося решение всех возникающих вопросов на директора?

В любом случае сначала выясните, что случилось

В большинстве случаев истинная причина скрыта под поверхностью конфликта, который возникает как реакция на первый раздражающий момент. Например, если разразился спор по поводу «несправедливой» оценки на школьном собрании, может выясниться, что двойка, полученная ребенком, лишь ухудшила эмоциональное состояние родителя, который и так был измотан работой. Или же учитель уже поговорил с матерью до собрания и, вместо того чтобы искать пути улучшения успеваемости, перешел в оборону, что в итоге привело к жалобе директору.

Попробуйте услышать и понять другую сторону

Постарайтесь услышать и осознать точку зрения другой стороны. Конечно, в обстоятельствах, наполненных эмоциями, слушать и принимать другого человека сложно. Еще сложнее — постигнуть его точку зрения. Тем не менее взглянуть на ситуацию с позиции своего оппонента — эффективный метод разрешения конфликтов. Порой выясняется, что слушатель не полностью осознал, о чем беспокоился его собеседник, и что сам конфликт на самом деле не так значителен.

Посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полета

При анализе конфликтной ситуации стоит взглянуть на нее более широко и задать себе вопрос: стоит ли непременно разрешать конфликт сейчас или лучше отложить его на время? У родителей и учителей общие цели, однако они часто об этом забывают. Родители могут думать, что учителя возлагают на них слишком много образовательных обязанностей, тогда как учителя считают, что родители недостаточно занимаются воспитанием детей. Обеим сторонам важно осознать, что у них одна задача — обеспечить наилучшее воспитание и образование. Для достижения этой цели необходимо сотрудничество. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, в которых нужно быть максимально тактичным и учителю, и родителям.

Далее рассмотрим, какие проблемы могут возникать во взаимоотношениях родителей и учителей.

Если родителей возмущает количество домашних заданий

Мама крайне недовольна тем, сколько домашних заданий задает учитель. Она весьма эмоционально выражает свое недовольство, не позволяя учителю вставить ни слова. Если учитель замечает, что родитель сильно взволнован, лучше не пытаться решать проблему моментально. Предложите обсудить ее в другой день. Выслушайте маму и объясните, по каким методическим принципам дается такое количество домашних заданий. Обсудите распорядок дня ребенка и рассмотрите изменения, которые помогут в изменении ситуации.

Во время родительского собрания папа задает вопросы про своего ребенка, не давай такой возможности другим

На родительском собрании один отец неизменно задает вопросы исключительно о своем ребенке, не позволяя другим родителям высказаться о своих детях. Учитель не должен забывать, что он ведет родительское собрание и ответственность за его проведение лежит на нет. Стоит признать заботу отца, но подчеркнуть, что встреча имеет ограниченное время и нужно рассмотреть еще множество вопросов. Предложите обсудить все детали в отдельное время после собрания, когда обоим будет удобно.

Родители рассказывают, как учить детей

Наверное каждый учитель сталкивается с ситуацией, когда родители инициируют встречу и буквально с самого начала начинают в наставительном тоне объяснять, как следует обучать детей.

В такой ситуации не стоит переходить в оборону. Прослушайте родителя, а затем расскажите, какие учебные пособия и методические рекомендации вы применяете в своей работе. Упомяните научные исследования в качестве примеров. Также можете предложить маме посетить открытый урок.

Родители пишут в мессенджерах, несмотря на время

Защита личных границ является важным аспектом профессиональной компетенции. В данной ситуации подходящим ответом будет сообщить, что вы приняли сообщение и сможете его прокомментировать в рабочие часы. На предстоящем собрании с родителями можно обсудить правила обмена сообщениями в мессенджерах.

На протяжении четверти родители приводят ребенка с опозданием

В подобных случаях бывает достаточно просто выслушать родителя и предложить ему методы эффективного управления временем: можно перевести часы на десять минут вперед, подготовить одежду для ребенка с вечера, а также поделить утренние обязанности между всеми членами семьи, включая самого ребенка.

Пять рекомендаций, которые помогут родителям и педагогам не ссориться

Он довольно простые, но при этом невероятно важные, так как позволяют сохранить мир.

  1. Выбирайте соответствующие пути общения. Перед тем как обратиться к руководству школы, стоит сначала обсудить вопрос между собой. В некоторых случаях полезно пригласить ребенка и в комфортной обстановке узнать его мнение.
  2. Сделайте паузу, если необходимо успокоиться. Оба участника ситуации обеспокоены благополучием ребенка, поэтому эмоции могут зашкаливать. Избегайте резких высказываний. Лучше обозначьте: «Я вижу, вас беспокоит эта ситуация, меня тоже. Давайте подумаем над дальнейшими действиями».
  3. Проявляйте уважение. Взаимная критика не способствует решению конфликта. Говорите о своих чувствах и переживаниях, используя «я»-высказывания. Уважительное отношение к себе и к собеседнику поможет наладить диалог.
  4. Сохраняйте позитивное отношение. Даже сложную ситуацию можно разрешить наилучшим образом. На этом следует сосредоточиться.
  5. Избегайте защитной реакции: она только препятствует решению проблемы. Старайтесь помочь друг другу понять ситуацию с вашей точки зрения.

Заключение

Позитивные связи между родителями и преподавателями служат отличным помощником в разрешении любых возникающих трудностей. Когда взрослые таким образом взаимодействуют, ученик это чувствует, у него улучшается успеваемость, он становится более счастливыми, не пропускает занятия, участвует в школьной жизни и ведет себя достойно.

Комментарии