Остановите лето! Почему школьному учителю не хочется возвращаться осенью в школу и что с этим делать?

Деятельность школьного учителя - важная и очень нужная для страны. Последние опросы неутешительны, от 70 до 80% школьных учителей недовольны условиями труда и готовы при любой удобной возможности покинуть школу. Специалисты считают, что основные причины столь высокой степени неудовлетворенности среди учителей кроются в низкой заработной плате, высоких требованиях со стороны администрации и родителей, а также в чрезмерной загруженности. "Школьные учителя зачастую вынуждены работать не только на уроках, но и выполнять массу дополнительных обязанностей, таких как заполнять разнообразные отчеты, готовить внеурочные мероприятия и общаться с родителями учеников", — отмечают методисты.

Почему педагоги теряют мотивацию работать по профессии

Различные опросы, проведенные за последние два года, показывают две основные причины, которые приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. Первая - это уровень заработной платы. В условиях низкой заработной платы и ограниченных возможностей для карьерного продвижения многие талантливые педагоги теряют интерес к своей работе или даже вынуждены искать более выгодные альтернативы. А ведь если не говорить про Москву, то оклады у школьных учителей довольно скромные. Это не только подрывает качество образования, но и влияет на общее состояние педагогического сообщества, создавая разочарование и снижая готовность к инновациям.

Но это лишь одна сторона монеты. Вторая - это рычаги воздействия на учеников. Сегодня их остается все меньше. Школьные учителя должны родителям, должны ученикам, обществу, всему миру, им ничего не должен никто. Дети не обязаны стараться понять, выполнить домашнее задание, подойти после уроков, за все отвечает учитель.

Сама система так устроена, учитель обязан учить

Современная образовательная парадигма трансформируется в ответ на требования времени и общества. Школьный учитель уже не рассматривается исключительно как наставник и источник знаний, которые ученик должен самостоятельно впитывать. Новая модель предполагает, что именно учитель несет основную ответственность за обучение, предоставляя учащимся необходимые ресурсы, мотивирующие методы и поддержку, чтобы каждый ученик смог достичь успеха. Это изменение требует от учителей пересмотра их подходов к обучению и использования более индивидуализированных и интерактивных методов.

Эту трансформацию можно рассматривать как шаг к более справедливой и инклюзивной образовательной системе. Каждый ученик уникален, и одна из задач школьного учителя — выявить сильные и слабые стороны каждого, адаптируя свои методы и материалы для максимальной эффективности. Это может включать в себя использование современных технологий, программ, дающих обратную связь в реальном времени, и создание условий для активного взаимодействия учеников друг с другом.

Основные причины, почему учителя не хотят осенью в школу

Сегодня большинство школьных учителей могут получить много интересных предложений. Когда специалисты оценивают предлагаемые им условия труда, они учитывают не только уровень заработной платы, но и множество других факторов: удобство рабочего графика, возможность профессионального роста, корпоративную культуру, дополнительные льготы и бонусы. Поэтому, даже если зарплата в частном секторе незначительно выше, чем в государственном учреждении, более гибкие условия могут стать решающим фактором для выбора в пользу частной структуры.

На самом деле причин может быть больше:

  • Профессиональный рост. В школе есть шанс через много лет получить должность заведующего учебной частью. Но на рынке труда есть возможность гораздо быстрее получить признание.
  • Реальность сильно расходится с ожиданиями. То, какой себе представляли свою работу учителя, и то, какой она оказалась в действительности, – две большие разницы. Особенно это касается тех учителей, кто пошел в профессию «ради идеи».
  • Давление со стороны руководства. Все негативные факторы усиливаются, когда учителя в школе видят, что их профессиональные усилия не оцениваются должным образом. Отсутствие систематической поддержки со стороны администрации только добавляют масла в огонь. Когда преподаватели лишены возможности развиваться и расти в профессиональном плане, а любые инициативы уходят в пустоту или наталкиваются на бюрократические преграды, мотивация к работе значительно снижается.
  • Эмоциональное выгорание. Это не пустые слова, учитель в школе - это самая выгорающая профессия. Им приходится вкладывать душу в каждого ребенка, не получая за это ни признания, ни слов благодарности. Если добавить к этому перенасыщенный график и недостаточную оплату труда, то выгорание будет лишь вопросом времени.

Зарабатывайте на стороне, или Как помочь учителям

Некоторые эксперты в области бизнес-социологии считают, что они просто должны занять более активную позицию. Учителя в школе могут рассмотреть множество возможностей для получения дополнительного дохода, используя свои навыки и знания. Одним из самых очевидных способов является репетиторство.

Частные уроки, особенно по предметам, которые считаются сложными, например математика или иностранные языки, могут приносить значительный доход. Благодаря онлайн-платформам, таким как Zoom или Skype, учителя могут работать с учениками из разных регионов, увеличивая свою клиентскую базу. Школьная нагрузка от этого не снизится, но денег будет больше. Насколько это актуально для учителя начальной школы, никто не посчитал.

Продвижение собственного образовательного курса

Еще одна возможность для увеличения дохода – это развитие образовательного контента. Учителя могут создавать авторские курсы, записывать видеоуроки и продавать их на образовательных платформах или через собственные сайты. Многие родители и ученики готовы платить за качественные материалы и структурированные курсы, которые помогают подготовиться к экзаменам или улучшить знания по предмету. Это позволяет учителям не только заработать дополнительные деньги, но и проявить креативность и предпринимательский талант.

В целом эксперты заявляют, что ключ к финансовой независимости для учителей – это активное использование их профессиональных навыков и готовность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. Поможет ли это справиться с нагрузками и выгоранием учителю начальной школы, у которого две смены, внеурочная деятельность и огромная ответственность, за каждого ребенка в классе? Вопрос без ответа.

Что посоветуют психологи, чтобы настроить себя на 1 сентября

Эмоциональное выгорание среди учителей и преподавателей действительно является серьезной проблемой в современном образовательном процессе. Помимо посещения психологов и центров психологической поддержки, важно уделять внимание некоторым аспектам повседневной жизни, которые могут существенно повлиять на психоэмоциональное состояние. Например, регулярная физическая активность, полноценный сон и сбалансированное питание играют ключевую роль в поддержании общего здоровья и благополучия.

Также важно развивать навыки саморегуляции и личной эффективности, такие как навыки управления временем, умение ставить приоритеты и планы, а также разумно распределять рабочую нагрузку. Установка четких границ между рабочим и личным временем позволяет избежать перенапряжения и сохранить баланс между профессиональной и личной жизнью. Возможно ли это в современных реалиях, когда нагрузка порой превышает 50 часов в неделю? Да, у учителя начальной школы часов меньше, но и заработную плату он получает соответственную.

Витамины, спорт и отдых

"Принимайте витаминные комплексы для укрепления иммунной системы, установите стабильный режим сна и отдыха, чтобы легче справляться с утренними подъемами, так как качественный сон обеспечивает продуктивность и хорошее самочувствие, – рекомендуют эксперт. - Пересмотрите свое питание и планирование досуга, проводите выходные на свежем воздухе. Это важно для восстановления сил, ведь учитель, прежде всего, человек, со своими интересами и потребностями".

Жизнь школьного учителя действительно изобилует стрессами. Но еще раз заметим, что зарплаты учителя может и не хватать на качественное питание и витамины. Проверки тетрадей ему хватит до поздней ночи, а в школе надо быть по крайней мере в 7:30. А шестидневная неделя дает мало шансов для баланса между работой и личной жизнью.

Заключение

На самом деле все эти рекомендации мало значат в реальной жизни и мало что меняют в жизни школьного учителя. Поддержка со стороны государства имеют решающее значение для создания благоприятных условий труда для учителей. Без должной поддержки они сталкиваются с многочисленными проблемами, выгорают и уходят. Уходят, несмотря на свои мечты учить детей. Про школьного учителя можно говорить долго, но единственным решением может быть изменение системы образования в целом.

Комментарии