Молитва «Отче наш» полна противоречий или она сложна для понимания
Самая известная молитва «Отче наш» полна противоречий. Как так произошло? Ведь многие из нас знают ее с детства и читают, когда необходимо заручиться поддержкой Всевышнего. Но, оказывается, она сложна для понимания. Более подробно об этом поговорим далее.
Что говорит Новый Завет
Давайте посмотрим, что говорит нам Новый Завет: «И было так, что Иисус молился в одном месте. Когда он закончил моление, один из его последователей сказал: «Господи! Расскажи нам, как молиться так, как Иоанн своих учеников обучал».
Он сказал им: «Когда молитесь, говорите: «Отец наш небесный! Да святится имя твое. Твое царство пришло. Да будет твоя воля на земле, как на небе. Наш хлеб, живое существо, дай нам каждый день. И прости нам грехи наши, потому что мы сами прощаем всех, кто грешит против нас. И в искушение не введи нас, но от лукавого избавь нас».
Отец на небесах, оказывается, является духовным существом. Что означает фраза «да святится имя твое»? Имеется в виду, что он не святой? А что говорит нам фраза «и в искушение не введи нас»? Вводит ли нас Бог в искушение? Он не дает нам искушаться или не дает нам впасть в искушение? Может быть, так было бы справедливее?
Послание Иакова (1:13): «Кто искушается, пусть не говорит, что искушается Богом. Ибо Бог не искушается злом и никого не искушает».
Различия
Молитву Отца нашего передали нам св. Матфей (VI, 9-13) и св. Лука (XI, 2-4) в двух формах с некоторыми текстовыми различиями. Из сравнения двух текстов видно, что текст из св. Луки короче, чем из св. Матфея.
Так, в тексте от Луки отсутствуют:
- слова «наш небесный»;
- фраза «да будет воля твоя, как на небе и на земле»;
- слова «но от лукавого избавь нас».
Эти различия наблюдались с первых христианских веков, и экспертами был задан вопрос: «Какая форма является оригинальной или, по крайней мере, близкой к словам, сказанным Иисусом?»
Изучая писания св. Луки, эксперты заметили, что Лука имел склонность к краткости. Он добровольно опускал детали, которые считал излишними. Он делал это от счастья, сокращая с восьми или девяти слов (Матфей V, 3-11) до трех или четырех (Лука VI, 20-22). Св. Лука также не приемлет повторений или двойного использования. Таким образом, св. Лука игнорирует второе умножение хлебов (Марка VIII 1-19) и проклятие смоковницы (Марка, XI, 12-14, 20-25).
Святой Матфей писал для христиан, набранных из числа евреев. Для него было нормальным повторять текст молитвы, как сказал Иисус. А вот святой Лука писал для христиан, набранных из язычников. Он опускал то, что было непонятным или трудным для понимания.