Семь ошибок, почему публика не хочет слушать человека: советы тем, у кого не получается выступать убедительно
Наверняка вам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда публика категорически не хочет слушать оратора. Казалось бы, он все правильно говорит, но никак не может привлечь внимание слушателей. Другой человек озвучивает информацию просто и понятно, и все с удовольствием прислушиваются к его речи. Это происходит потому, что один выступающий обладает ораторским даром, а другой – нет. Вот самые распространенные ошибки повествующего, которых следует избегать.
1. Высокий звонкий голос
Тембр голоса имеет огромное значение. Если он высокий, слишком звонкий и резонирующий, слушать такого оратора будет крайне тяжело и неприятно. Люди очень быстро устают от такого «ультразвука» и всячески стараются побыстрей покинуть аудиторию (или надевают наушники, чтобы заглушить этот раздражающий звук).
2. Отсутствие основной мысли
Еще одной ошибкой является доклад или просто разговор, который не ведется по сути. Создается впечатление, что человек сам не знает, о чем говорит, или просто стесняется донести до слушателей основную мысль. Хождение вокруг да около очень быстро утомит людей. Поначалу они будут пытаться уловить мысль, а затем поймут, что это бесполезно, и переведут внимание на что-то иное.
3. Много лишних объяснений
Речь должна быть понятной, четкой и лаконичной. Во-первых, не стоит тратить свое и чужое время на лишние объяснения. Если все очевидно, нет смысла останавливаться на мелких подробностях. Нужно говорить по делу и так, чтобы всем все было понятно. В противном случае слушатели зачастую не только не хотят вникать в суть (она им и так ясна), но и обижаются на оратора. Им кажется, что докладчик не воспринимает их на равных, то есть, считает, что никто ничего не понимает, и на каждом незначительном аспекте нужно останавливаться как можно дольше (рассказывать подробнее).
4. Монотонность
Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, насколько скучным и неинтересным является доклад человека, произносящего фразы монотонным голосом. Именно поэтому многие так не любят собрания, конференции и прочие аналогичные мероприятия. Их воспринимают как время для отдыха (можно немного вздремнуть, чтобы никто не видел). Интонация очень важна, как и оригинальный способ подачи материала. Если не делать паузы с разным интервалом, а также тихо и монотонно проговаривать текст, бесполезно рассчитывать на внимание слушателей.
5. Командный голос
Лидеры должны уметь командовать, однако делать это нужно умело и своевременно. Постоянный приказной тон провоцирует неправильное понимание. Слушателям кажется, что их либо ругают, либо навязывают свою точку зрения и не позволяют проявлять инициативу. В этом случае нельзя рассчитывать на внимание, диалог и тем более обратную связь.
6. Неумение вовлекать слушателей
Людям должно быть интересно то, что вы хотите до них донести. Поэтому многие ораторы долгие годы осваивают стратегию вовлечения слушателей в беседу. В противном случае «достучаться» до присутствующих будет крайне проблематично. Очень быстро их внимание будет переведено на что-то другое, и обратить его на себя повторно (как это было на первых минутах) будет практически невозможно.
7. Отсутствие внутренней уверенности
Согласитесь, что слушать человека, который не уверен в себе и том, о чем говорит, неинтересно. Что может посоветовать оратор, чем помочь, каким образом достучаться до сердец слушателей, если сам ничего не может поделать с волнением и страхом перед аудиторией? Аудитория очень быстро улавливает эту неуверенность и элементарно перестает верить тому, кто пытается их чему-то научить. Такого оратора либо жалко (хочется как-то ему помочь), либо он вызывает неоднозначные чувства (например, слушатели могут решить, что попросту зря тратят время).
Слагаемые эффективного общения
Для того чтобы вас слушали и слышали (что немаловажно), необходимо усвоить несколько правил. Вы будете убедительными, если выстроите стратегию на следующих аспектах:
- Простота. Не старайтесь применять замысловатые фразы, говорите так, чтобы ваша речь была понятной для всех без исключения присутствующих.
- Лаконичность. Помните о том, что краткость и лаконичность намного лучше длинных размытых фраз ни о чем.
- Постоянство. Если вам даже приходится озвучивать одну и ту же информацию в сотый раз, делайте это, словно впервые. Наверняка в зале найдутся люди, которые еще ничего подобного не слышали.
- Убедительность. Постарайтесь выстроить повествование так, чтобы совпадали все факты, а ваши аргументы были убедительными (если потребуется ответить на вопрос). Если вы будете путаться и теряться в предположениях (они недопустимы), вам не поверят.
- Благозвучность. Об этом было сказано выше. Постарайтесь выработать голос, который звучит мелодично и является приятным для восприятия.
- Новизна. Вы можете рассказывать в сотый раз о том, что все знают, но при этом добавлять что-то новенькое. Тогда на ваши лекции будут идти с удовольствием (есть возможность что-то узнать). Удивляйте, пусть каждое ваше выступление будет уникальным.
- Эмоции. Их нужно проявлять (конечно же, умеренно). Тогда каждый слушатель будет с вами «на одной волне» («Надо же, он говорит моими словами!»).