10 лет у руля Xbox: все достижения и фейлы Фила Спенсера

Не так давно у игрового подразделения Microsoft прошел юбилей – Фил Спенсер находится 10 лет у руля Xbox. За этот долгий срок произошло много событий: как хороших, так и плохих. Несмотря на то что в последнее время боссов игровой индустрии принято лишь критиковать, мы так поступать не будем. Давайте вместе объективно взглянем, на все достижения и неудачи Фила Спенсера, чтобы понять, принес ли он для Xbox больше хорошего или все же плохого.

Что представлял собой Xbox 10 лет назад

В своих интервью западной игровой прессе Фил Спенсер нередко отмечал, что ему пришлось работать с консолью Xbox One, которая сама по себе была провальной. Справедливости ради отметим, что это действительно так. Ведь в далеком 2014 году боссы Microsoft делали ставку на технологию Kinect.

Система управления персонажем в играх при помощи движений игрока изначально выглядела провально. Игроки консоли хотели спокойно играть в любимые игры, сидя на диване, а не исполнять акробатические трюки перед телевизором в гостиной. Тем не менее мягкотелые боссы Xbox продолжали упираться рогом в то время, когда мощность их игрового устройства уступала Play Station 4 по всем параметрам.

Единственное, чем мог похвастаться Xbox One, - это надежный контроллер, который и сейчас пользуется большим спросом. Так что, придя к власти, Фил Спенсер первым делом отменил технологию Kinect и сосредоточился на развитии мощностей для будущего поколения консолей.

Выпуск консолей Xbox Series X|S

Первым действительно значимым достижением Фила Спенсера стал выпуск консолей нового поколения. Ставка на развитие мощностей оказалась правильным решением. В 2020 году мы получили игровое устройство, которое выдавало 12 TFLOPS - в два раза мощнее, чем Xbox One. Sony потребовалось аж 4 года на то, чтобы побить данный рекорд - для этого она выпустила PS5 Pro в 2024 году.

К тому же консоль от Microsoft обладала очень низкой ценой. Для приобретения Xbox Series S достаточно было потратить всего 299 долларов, в то время как PS5 стоила на 100 долларов дороже. Отличная производительность по низкой цене - разве не это мечта всех геймеров на планете? Так почему же в итоге все обернулось тем, что в 2025 году Xbox продается хуже PlayStation?

Отсутствие игр на Xbox

Несмотря на то что консоль Xbox была отличным игровым устройством, геймеры не спешили ее приобретать. А все потому, что для нее не было хоть сколько-нибудь значимых хитов, в то время как Sony выпускала один эксклюзив за другим. И тогда Филу Спенсеру пришла в голову гениальная идея - запустить Xbox Game Pass, в котором могли бы появиться игры от сторонних разработчиков.

Стал ли подписочный сервис выгодным? Для геймеров и инди-разработчиков определенно да. Первые получали за низкую цену доступ к действительно интересным играм, вторые - возможность заявить о своих проектах во всеуслышание. А вот крупные тайтлы, появлявшиеся в Xbox Game Pass, приносили лишь финансовые убытки.

Но в целом выпуск Xbox Game Pass стоит назвать достижением Фила Спенсера. Поскольку это заставило компанию Sony запустить собственный подписочный сервис PlayStation Plus. Правда, для самих компаний это сулило новую политику - отказ от эксклюзивов и поиск новых рынков сбыта своих игр.

Отказ от политики эксклюзивности

Политика Фила Спенсера привела нас к тому, что еще раньше казалось невозможным: Sony и Microsoft перестали выпускать свои игры эксклюзивно для консолей. Для продажи крупных тайтлов, которые ранее вышли в Xbox Game Pass, требовалось найти новые рынки сбыта. А единственной незанятой нишей был Steam. Так что хиты Microsoft стали появляться в день релиза не только в подписочном сервисе, но и на ПК.

Очень скоро Sony присоединилась к данной гонке, но с небольшой оговоркой. Ее игры стали выходить на ПК примерно через полгода-год после того, как они вышли на PlayStation, дабы «сонибоям» было не так обидно. Вот только при такой стратегии большинство игр остаются незамеченными. Тот же Spider Man продается в Steam не лучшим образом, так как игроки не хотят покупать то, что вышло полгода-год назад.

А вот Фил Спенсер, выпускающий игры на ПК в день релиза, получает с ПК теперь чуть ли не больше денег, чем с Xbox. Тот же Indiana Jones оказался финансово успешным только благодаря аудитории Steam. Правда, тут еще виновата и сама Microsoft, которая не запустила хоть какой-нибудь рекламной компанией. Но факт остается фактом - Фил Спенсер уничтожил политику консольных эксклюзивов.

Покупка игровых студий

Дальнейшим шагом Фила Спенсера стало приобретение крупных игровых компаний, чтобы получать деньги от продажи всеми любимых хитов. И вот тут что-то явно пошло не по плану.

Игровые компании, получив крупные суммы от Microsoft, перестали стремится к тому, чтобы сделать игры интересными. В итоге Microsoft стала выпускать тайтлы, которые откровенно не нравились игрокам. Это значит, что и продажи были плохими.

В итоге Филу Спенсеру пришлось прибегнуть к тотальной чистке купленных компаний. Тысячи людей были выставлены на мороз. Казалось бы, увольнение лентяев должно хорошо отразиться на качестве игр, но не все так просто.

Под горячую руку попали и те компании, которые выпускали великолепные игры, но которые не принесли желаемой прибыли. Взять хотя бы создателей Hi-Fi Rush, которая была отличной игрой, но студию-разработчика все равно закрыли.

В то же время студия Arkane, выпустившая провальный Redfall, почему-то продолжила существовать. Хотя по качеству данного продукта было видно, что разработчики просто схалтурили.

Убийство Call of Duty

В попытках окупить хоть малую часть от 69 миллиардов долларов, потраченных на приобретение Activision, Фил Спенсер ввел в Call of Duty: Black Ops 6 совершенно беспощадную систему монетизации. Привело ли это к росту финансовых показателей? На краткое время да. Однако, видя, во что превращается любимая серия игр, фанаты стали массово уходить из Black Ops 6. В итоге всего за месяц онлайн игры, на разработку которой было потрачено больше 500 миллионов долларов, просел в 2 раза.

Вполне возможно, что в будущих частях Call of Duty система монетизации будет уже не такой бессовестной. Но главная проблема заключается в том, что сам бренд стал токсичным. В игре про войну нам предлагают приобретать клоунские наряды и газы единорога (в прямом смысле) в качестве анимации для добивания противников. После подобного плевка в лицо очень немногие геймеры вообще обратят на новые части COD хоть какое-то внимание, не говоря уже о покупке данной игры.

Path of Exile 2 убила Diablo IV

Виноват ли Фил Спенсер в том, что Path of Exile 2 даже не пришлось напрягаться, чтобы уничтожить долгожданную Diablo IV? Конечно, виноват. В конце концов, компания Activision не может самостоятельно настраивать систему монетизации в своем проекте. А Microsoft очень хочется, чтобы в их игре был боевой пропуск, лутбоксы, премиальные шкурки и прочий мусор, который хорошо продается. Diablo IV приносила астрономическую прибыль до тех пор, пока не вышла POE 2.

Разработчики Path of Exile 2 принципиально не вводят в свою игру возможность покупать вещи, оказывающие влияние на геймплей. Единственное, что вы можете здесь купить, - косметика. Уставшие от бесконечной жадности Microsoft игроки Diablo IV массово стали переходить в POE 2. В конце концов, этот «диаблоид» во многих аспектах превосходит оригинал. Даже самый известный геймер в мире Илон Маск признал это и перешел из Diablo IV в POE.

Заключение

Принесло ли правление Фила Спенсера для игрового подразделения Microsoft что-то хорошее? Определенно да. Геймерам так и вовсе стало в разы комфортнее получать доступ к любимым играм. А тот факт, что Фил Спенсер заставил компанию Sony начать выпускать свои эксклюзивы на ПК, заслуживает отдельной благодарности. Однако политика покупки многих игровых студий компанией Microsoft стала откровенно провальной. Сейчас Фил Спенсер вынужден «доить» игроков, иначе финансовые отчеты отпугнут инвесторов. Будем надеяться, что политика уничтожения крупных игровых серий не продлится слишком долго, иначе вместо TES VI мы получим очередную донатную помойку.

Комментарии