Кто все еще покупает физические копии игр?
Согласно отчету британской Ассоциации цифровых развлечений, в 2024 году продажи дисковых копий игр упали более, чем на 1/3, по сравнению с 2023 годом. В то же время мы наблюдаем рост популярности цифровых копий на 12%. Эксперты из Ubisoft считают, что подобная тенденция только усилится, и к 2028 году физические копии игр полностью исчезнут с рынка. А вот в этот прогноз верится уже с большим трудом, так как остаются категории геймеров, что регулярно покупают диски и картриджи.
Владельцы консолей
Основная категория геймеров, которые покупают диски с играми, - это владельцы консолей. Так уж вышло, что на ПК диски исчезли практически сразу после того, как появился магазин цифровых копий Steam. А пиратские версии были полностью вытеснены репаками с торрентов. А вот на консолях долгое время сохранялась традиция выхода физических копий. Ведь владелец какой-нибудь Play Station 4 или Xbox 360 не мог себе позволить хранить на жестком диске всю коллекцию игр.
К тому же, диски на консолях можно продавать другим игрокам. С ПК такой фокус не пройдет, так как цифровой ключ тайтла привязан к аккаунту в Steam. Однако на Xbox и Playstation можно без проблем запускать б/у лицензионные диски. В итоге ты можешь купить игру, пройти ее в свое удовольствие, после чего продать диск, вернув больше половины ее стоимости.
Владельцы Nintendo Switch
О владельцах портативных приставок Switch стоит поговорить отдельно, поскольку компания Nintendo уже долгое время придерживается принципиальных позиций, что их игры не должны иметь цифровые копии. Это сделано прежде всего для борьбы с пиратством: даже владельцы перепрошитых приставок не смогут играть без картриджей.
Да-да, вместо дисков на портативных приставках от Nintendo используются картриджи, как на старенькой Dendi или Sega. Их стоимость может достигать 5000 рублей даже на вторичном рынке. Однако Nintendo считает, что их игры того стоят. Справедливости ради, в них нет микротранзакций и различных манипулятивных механик. А в большинство тайтлов можно играть в режиме локального кооператива.
Коллекционеры
Следующая категория геймеров, которые покупают физические копии игр - это коллекционеры. Разумеется, тут речь идет прежде всего о специальных физических изданиях, в составе которых идет не только диск, но и мерч по любимой игре. Иметь у себя дома коллекционное издание какого-нибудь Skyrim - это не только почетно, но и прибыльно. С каждым годом стоимость таких наборов только растет, так что это вполне себе неплохая инвестиция.
Единственный нюанс владения коллекционным изданием заключается в том, что его желательно не распаковывать. А как в таком случае добраться до диска с игрой? Правильно, приобрести цифровую копию в Steam. Вот и получается, что коллекционеры повышают статистику сразу в двух направлениях: физическом и цифровом. К тому же, коллекционные версии игр выпускаются ограниченным тиражом, поэтому они приносят прибыль рынку видеоигр только в первые дни продаж. Да и не все компании выпускают такие наборы.
Как игры по подпискам мешают продажам физических копий
Раз у нас есть аж 3 категории геймеров, которые готовы покупать физические копии игр, то почему же мы наблюдаем стремительное падение спроса на них? Чтобы это понять, достаточно изучить, как сегодня играют владельцы PlayStation 5 и Xbox Series X|S, ведь до недавнего времени именно они были основными покупателями физических копий.
Сегодня консольщики почти перестали покупать игры. Вместо этого они подписываются на Xbox Game Pass или PlayStation Now. В этих сервисах каждый месяц появляется 6-7 отличных игр, в которые можно бесплатно играть в течение 30 дней. Ну а поскольку консольные геймеры и до этого привыкли проходить игры лишь по разу (потом диск продается), подписочные сервисы приобрели массовый спрос.
Владельцу PlayStation или Xbox проще заплатить 20 долларов в месяц, чтобы сыграть в несколько свежих тайтлов, нежели покупать копию каждой игры по 70 долларов. Да, диски можно было продавать на вторичном рынке, но это все равно окупается не так хорошо, как если ты пользуешься подписочным сервисом. Единственный их недостаток - не все крупные игры доступны по подписке.
Как физические копии игр стали не нужными с появлением Steam
Давайте вспомним, почему обанкротились сети магазинов, которые торговали дисками на ПК. Правильно, появился Steam, в котором эти самые игры можно было приобрести дешевле. Да, можно долго спорить о том, что здесь ты не владеешь играми, а просто берешь их в аренду на неопределенный срок. Но даже на момент релиза они стоили на 15-20% дешевле дисков, ведь разработчикам не нужно было тратиться на выпуск физических копий.
К тому же, в Steam регулярно проводятся распродажи, где геймеров привлекают скидками вплоть до 95% и различными игровыми наборами (например, все игры серии по цене одной). Подобных акций никогда не было в магазине Treck и прочих. Ведь они закупались огромным количеством дисков еще на релизе, после чего годами ими торговали по завышенной цене.
В конечном счете все пришло к тому, что разработчики игр поняли простую истину: посредничество в лице магазинов сильно бьет по прибыли. Уж лучше продавать ключи в Steam напрямую игрокам, чем ждать, пока у тебя сделает заказ партии дисков очередной магазин. Никаких затрат на логистику и производство физических носителей - все очень быстро и удобно.
Как раздачи игр в EGS ударили по бизнесу
В один момент у Steam появился конкурент в лице Epic Game Store (EGS). Его создатели сразу поняли, что бессмысленно пытаться переманить к себе геймеров, не давая им что-то в замен. Было принято решение сделать из EGS платформу, где каждую неделю проходит бесплатная раздача игр. Да, нужно было заплатить разработчикам немалую сумму денег, чтобы они согласились на это. Но в конечном итоге план сработал.
Игроки стали массово регистрировать аккаунты в EGS, когда прошла новость о раздаче GTA V и других крупных тайтлов. Затраты на раздачу EGS покрывало микротранзакциями в Fortnite. По сути именно благодаря всем этим раздачам о королевской битве и узнали миллионы человек. И, конечно же, вся эта раздача игр ударила по рынку физических копий игр: зачем геймерам покупать диски, если каждую неделю в EGS раздают бесплатные тайтлы.
Оптимистичный прогноз на 2025 год
Несмотря на то что в целом рынок физических копий игр демонстрирует спад, в 2025 году ситуация может измениться в положительное русло. Ведь компания Nintendo в скором времени должна анонсировать выход консоли Nintendo Switch 2. Доподлинно неизвестно, будет ли новая консоль совместима с картриджами для Nintendo Switch. Если нет, то коллекционеры будут массово покупать обновленные версии картриджей с играми для новой консоли. Это приведет к росту спроса на физические копии.
Что же до консолей, то тут противоположная ситуация. Все больше разработчиков отказываются выпускать дисковые копии игр, поскольку геймеры предпочитают знакомиться с их тайтлами с помощью подписочных сервисов. Однако исключением может стать GTA VI, которая ни за что на свете не появится на релизе ни в Xbox Game Pass, ни в PlayStation Now. Вот только ходит все больше слухов о том, что релиз могут перенести с осени 2025 года на 2026 год. Если этого не произойдет, то продажи дисков с GTA VI повысят показатели рынка физических копий в разы.
Заключение
Нет ничего удивительного в том, что цифровые копии игр сместили физические. Технологический прогресс не стоит на месте. Если вы захотите сегодня сыграть в ретро-игры, вам не нужно доставать старую Dendi и коробку картриджей. Достаточно просто скачать на ПК соответствующий эмулятор или за 800 рублей приобрести ретро-консоль, на которую установлено несколько сотен популярных игр. Равно как и с ретро-играми, современная игровая индустрия дошла до момента, когда диски стали интересны только коллекционерам, ведь у обычных геймеров есть альтернатива в виде подписочных сервисов и цифровых копий в Steam. Лишь компания Nintendo сохраняет верность традициям, но надолго ли?