Подруга, работающая детским логопедом, рассказала, какие родители ее раздражают больше всего
Никогда не знала, что работа детского логопеда требует от специалиста невероятных коммуникативных способностей. Помочь маленьким пациентам правильно произносить звуки и слова – это лишь вершина айсберга трудовой деятельности профессионала. Такая работа требует огромного терпения и умения наладить с ребенком контакт. И все же, по словам моей подруги, это не самое сложное в ее профессии.
Суть проблемы
Нелегким бременем на плечи логопеда ложится общение с родителями маленьких пациентов. Не всегда со взрослыми легко найти общий язык или заручиться их поддержкой в борьбе с дефектами речи их чада. Довольно часто родители ведут себя нетактично, недобросовестно и даже нагло. Что именно раздражает логопеда в общении с таковыми? Об этом ниже.
Однако вначале хотелось бы кратко рассказать о моей подруге.
Героиня статьи
Наташа – логопед по призванию. Она имеет диплом о высшем специальном образовании, каждый год проходит курсы повышения квалификации, ежемесячно мониторит новые разработки и методики по устранению дефектов речи у детей.
Наташа работает в детском садике, но по вечерам и выходным часто принимает маленьких клиентов на дому. Стаж работы моей подруги – почти 12 лет. Она очень любит свою профессию и радуется каждый раз, когда ее подопечный делает успехи.
Родители, которые не участвуют в обучении
Таких больше всего. И они очень раздражают мою подругу. Конечно, то, что они уже привели ребенка к специалисту, - большой плюс. Однако зачастую столь простым действием они ограничиваются и отстраняются от обучения ребенка. Они могут пропускать занятия по неуважительным причинам, не выполнять домашние задания и многое другое.
Если Наташа уважительно напоминает, что при коррекции речи необходима регулярность, такие родители широко раскрывают глаза и удивленно говорят: “Но мы же и так к вам ходим очень часто”. А когда подруга объясняет, что один раз в две недели – это не так уж и много, они говорят с апломбом: “Что же вы за специалист, если не можете научить ребенка?”
Другие родители придумывают совсем странные объяснения нерегулярности занятий: “Надо было посуду помыть”, - или же: “Пришла с работы и устала, не смогла прийти на прием”.
То, что с малышами не делают домашние задания (различные занятия по произношению, зарядку для язычка и так далее), взрослые оправдывают тоже своей усталостью и загруженностью. А иногда и переходят в нападение: “Какой же вы специалист, если после вас мы еще должны заниматься с ребенком?” Или: “Сделайте с ним домашнее задание после занятия”. А одна мамочка Наташе даже заявила: “Я привела к вам ребенка не для того, чтобы с ним заниматься дома. Помочь малышу – обязанность ваша, а не моя!”
Вот и что скажешь таким родителям? Наташе приходится терпеливо и корректно объяснять им, что одного или двух часов в неделю для исправления дефекта мало, что малышу нужны ежедневные занятия.
Родители, которые слишком заботятся о ребенке
Таких мало, но с ними еще тяжелее. В практике Наташи было несколько случаев, когда мамочки приводили к ней на прием полуторагодовалых малышей, объясняя это тем, что их чада не могут читать стихи, как это делали в детстве они (или же как это делает соседский ребенок или ребенок подруги/сотрудницы). Или же ведут к логопеду двухлетних малышей, которые не выговаривают определенные звуки (“А ведь должны же! Посмотрите, пожалуйста, может, с малышом не все в порядке?”).
Конечно, в вопросах развития ребенка лучше “перебдеть, чем недобдеть”, так как раннее обращение к специалисту гарантирует полное и легкое устранение дефектов речи. Однако обращение в таком возрасте, да еще и по надуманным причинам – это лишнее.
Хорошо еще, когда после беседы логопеда с малышом и тактичного объяснения родитель все понимает. А если нет?
Наташа рассказывала, как одна мамочка не поняла ее слова и стала умолять: “Вам что, жалко? Ну позанимайтесь с ребеночком…” А другая агрессивно заметила: “На взятку напрашиваетесь?”
Корыстные родители
Есть и такие. К этой категории взрослых Наташа относит тех, кто хочет перевести ребенка в логопедическую группу детского сада по своим, порой эгоистическим причинам. Например, ребенок нормально развивается, но родители просят: “Отметьте, что у Димочки проблемы. Нам так надо попасть в логопедическую группу”. И знаете, какая причина?
Одна из самых распространенных – родители поссорились с воспитателем в обычной группе. Или же в логопедической у них работает знакомый воспитатель. А иногда родителям кажется, что только в таких группах детям уделяется достаточное внимание.
И тогда Наташе приходится спокойно объяснять, что она не будет писать о проблемах, которых нет, и что в логопедическую группу направляются детки с дефектами речи, а если туда попадет тот, кому не положено, то он займет место того, кому необходима квалифицированная помощь. На что некоторые родители отвечают: “А вам что, жалко?”
Родители, которые не принимают помощь
К этой категории Наташа относит тех взрослых, которые отрицают необходимость общения специалиста с их ребенком. Они аргументируют это такими фразами: “Да я сам до пяти лет молчал. А теперь видите, разговариваю нормально”. Или же: “Раньше никаких логопедов не было, и дети же как-то выросли?” Вот что можно ответить таким родителям?
В таких случаях Наташа приводит веские аргументы, что не всегда ребенку удается "выговориться", что своевременная помощь никогда лишней не будет и что раньше тоже были логопеды, только многие скрывали, что обращались к ним. И тогда родители делают одолжение и соглашаются, чтобы с их ребенком поработал детсадовский логопед, объясняя это такими словами: “Вам же тоже надо за что-то получать зарплату…”
Комментарии здесь излишни.