Жизнь в другую сторону: почему в СССР переучивали левшей
Левша - это понятие, которое на протяжении многих лет было неоднозначным. Много веков назад им приписывали необычные способности, считали очень странными. В некоторых странах к левшам относились подозрительно.
Если в Древней Греции и Индии левшей любили, считали, что они приближены к богам, то в Европе их считали неумехами, которые не способны выполнить даже что-то самое легкое. В Германии на девушках-левшах не женились, а в Японии муж имел полное право развестись, если жена была левшой. В России их считали колдунами, а Петр I в XVIII веке запретил им свидетельствовать в суде.
В СССР детей, у которых ведущая рука левая, переучивали. Делали это разными способами, что зависело только от конкретного педагога. Никаких директив по этому поводу не было.
Для чего нужно было переучивать левшей
Раньше было принято считать, что ребенку-левше будет тяжело работать, когда он вырастет, потому что большинство окружающих нас предметов (музыкальные инструменты, медицинское оборудование, многие станки на заводах) выпускались под правую руку.
Раньше в школах писали перьевыми ручками (других просто не было). Для левшей это было самым настоящим мучением. Дело в том, что левая рука ученика двигалась по листу за написанными буквами, размазывая не успевшие высохнуть чернила. Из-за этого в тетрадях получалась грязь, за которую учителя снижали оценки. Чтобы не размазывать чернила, руку нужно было держать на весу, но это достаточно тяжело. У правшей таких проблем не было, потому что правая рука двигалась по листу перед написанными буквами, поэтому чернила не размазывались.
Еще одной популярной версией переучивания была армейская тема. Говорили, что в автоматах затворы расположены справа, и гильзы вылетают туда же. Если оружие в руки возьмет левша, во время стрельбы гильзы полетят ему в глаза. Поэтому левшам в армии служить было бы проблематично. Во всех этих объяснениях есть рациональное зерно.
Все должны быть одинаковыми
Историки считают, что еще 2 тысячи лет назад левшой рождался каждый третий малыш. На сегодня таких людей осталось примерно 15%.
Есть мнение, что в Советском Союзе люди не должны были отличаться друг от друга. А левша - это уже отличие. Значит, его нужно сделать правшой. Конечно, с такой причиной переучивания согласятся не все. Гораздо более правдоподобна версия с размазыванием чернил в тетрадках и с тем, что многие инструменты и предметы быта действительно были ориентированы на правшей.
Методы переучивания
Если педагог был спокойным и любил детей (такие специалисты были тогда и есть сейчас), он мог просто попросить ученика взять ручку или карандаш в правую руку. Этого хватало. Если с преподавателем не очень повезло, он мог хлопать указкой по пальцам ребенка-левши. Иногда левую руку привязывали к стулу. Педагог с любым характером призывал родителей включиться в процесс превращения левшей в правшей.
Дети получали задания писать в тетрадках только правой рукой определенное количество времени. На левую руку нужно было надеть варежку. Также можно было забинтовать пальчики. Что из этого вышло? Одни детки приобрели дополнительный навык одинаково аккуратно писать обеими руками. А у других почерк так и остался неразборчивым.
В 1985 году Министерством здравоохранение СССР был издан официальный документ, защищающий левшей. В этого момента в школах прекратили их переучивать.
Нужно ли было переучивать
Если ребенок родился левшой, то делать из него правшу - это эмоциональное и физическое насилие. У детей может начаться депрессия, нарушится сон, появятся страхи. Случившаяся в детском возрасте травма способна оказать влияние на всю дальнейшую жизнь. Если и переучивать ребенка, то лучше это делать в раннем детстве. Но практика показывает, что у тех, кого переучивали, все равно ведущая рука левая.
Левши более одаренные?
Есть мнение, что левши более одаренные. Но это не так. У правшей ведущим является левое полушарие, отвечающее за логику, а у левшей - правое, отвечающее за пространственный и образный интеллект.
На самом деле далеко не всегда у левшей доминирует правое полушарие. Многие психические функции у них контролируются левым полушарием, а процессы, связанные с аналитикой, задействуют оба полушария.