Пьеса, которую Сталин лично заказал Булгакову. Но почему, когда она была готова, вождь запретил ее к показу
В 1929 году в жизни писателя Михаила Булгакова начинается сложный период. Пьесы изымают из театральных репертуаров, романы не публикуют; в прессе появляется серия клеветнических статей, не только ругающих творчество прозаика-драматурга, но и оскорбляющих его самого. Примерно в это время Булгаков задумывает написать пьесу о Сталине. В ней он хочет изобразить не жесткого правителя, а молодого революционера в самом начале политического пути.
Пьеса была написана и вроде бы даже понравилась Сталину. Но так и не вышла в печать и не была поставлена на театральной сцене. Почему вождь запретил показ пьесы "Батум"?
Любимец Сталина
Драматург и писатель Эдвард Радзинский был лично знаком с вдовой Булгакова Еленой Сергеевной, прототипом главной героини знаменитого романа "Мастер и Маргарита". Она рассказала ему кое-что о судьбе "Батума" — о том, что пьеса понравилась, но по загадочным причинам была забракована ее заказчиком.
Впоследствии Радзинский читал дневник Булгаковой. Там, кроме всего прочего, была запись, подтверждающая ее рассказ: "11 июня, читает пьесу в Комитете по делам искусств. Пьеса понравилась". Но обо всем - по порядку.
Однажды к Михаилу Булгакову приехал директор Художественного театра и предложил написать пьесу к юбилею Иосифа Виссарионовича. У писателя было особое отношение к Сталину. Он колебался, но все же согласился. Написал романтическую пьесу о Кобе.
В театре ее приняли. В восторге были даже чиновники, управлявшие культурой.
Премьера должна была состояться в декабре 1939 года, но в последний момент ее запретили.
Вот и, в сущности, вся история, в которой Сталину почему-то отведена второстепенная роль. Кто написал пьесу? Булгаков. Кто заказал ее? То ли директор театра, то ли чиновники.
Вот только в самый разгар сталинского террора заказать пьесу беспартийному драматургу с сомнительной репутацией никто бы не посмел. Кроме самого.
При жизни Сталина писатель прославился несколькими драматургическими произведениями. Одно из них — "Дни Турбиных" — было поставлено в Художественном театре, главном театре страны. Сталин смотрел этот спектакль бессчетное количество раз.
К слову, Иосиф Виссарионович очень любил талантливых писателей, хотя и странною любовью. Если верить воспоминаниям Виктора Некрасова, автора романа "В окопах Сталинграда", о Булгакове и его коллегах он говорил так: "Все прохиндеи! Все как один! Во главе с пьяницей Фадеевым. Вот Платонов, тот был писателем. Я его ругал — было за что. Но писать-то он умел. Или Булгаков! Я его "Дни Турбиных" смотрел раз десять, а то и больше... "
Итак, вождь ценил Булгакова и вполне мог заказать ему пьесу о себе, и она могла ему понравиться. Но почему запретил?
"Надобность в поездке отпала"
Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны, в театре одобрили черновой вариант пьесы, но после Булгаков выразил желание съездить в Грузию, пообщаться с теми, кто знал и помнил Кобу. И возможно, после знакомства с данными о юности Сталина внести в пьесу некоторые правки, которые сделают ее еще лучше.
До Грузии Булгаков не доехал. В пути его нагнала телеграмма: "Надобность в поездке отпала, возвращайтесь в Москву".
Михаил Булгаков в те годы был не единственным писателем, писавшим о юных годах Сталина. Все эти произведения не опирались ни на документальные источники, ни на воспоминания очевидцев — исключительно на официальную биографию вождя. А Булгаков так не смог. И это погубило пьесу.
Не следует "описывать солнце, когда оно еще не взошло", и уж если делать это, то не выходя за разрешенные рамки.
Сталин не хотел, чтобы кто-либо копался в его юности, извлекая неожиданные и неудобные факты. Он сам написал свою биографию, превратив себя в почти мифического персонажа.
Официальная причина запрета
Режиссер, который должен был ставить спектакль, передал писателю "мнение верхов": нельзя товарища Сталина превращать в романтического героя и вкладывать в его уста выдуманные слова.
Существует притянутая за уши версия, которая гласит: Иосиф Виссарионович, прочитав пьесу, понял истинное отношение к нему автора, а потому запретил. Однако когда Сталин что-нибудь понимал, это заканчивалось не запретами и ограничениями, а чем-то более серьезным.
Трусость — один из самых страшных пороков
Один современный литературовед в пух и прах раскритиковал творчество Булгакова и заявил, что главным мотивом для него была трусость. Именно этот порок якобы заставил его взяться за пьесу о вожде.
Возможно, "Батумом" писатель действительно хотел реабилитировать свои более ранние произведения, которые к концу тридцатых оказались под запретом. Но разве это трусость? Инстинкт самосохранения.