"Лайки стали современным критерием значимости": Александр Адабашьян и его жизненная мудрость

Десятого августа исполнилось семьдесят шесть лет со дня рождения выдающегося российского деятеля кино, драматурга, актера, художника и режиссера Александра Адабашьяна. Хотя он считает себя в первую очередь художником, а уже во вторую кинематографистом, российской публике он знаком в основном по ролям в кино.

Адабашьян называет себя человеком, обладающим средним уровнем одаренности. Артист уверяет, что ему необыкновенно повезло в жизни с великолепными учителями. Сегодня Александр Артемович занимается дизайном, написанием сценариев, съемками кино и иногда появляется на экране в качестве актера. Порой он делится с журналистами и фанатами своими размышлениями о прожитом и настоящем. Мы подобрали для вас несколько самых ярких высказываний знаменитости.

Детство, учеба, начало творчества

Александр Адабашьян родился в 1945-м в Москве. Его родители по национальности армяне. Отец был инженером, а позже руководящим работником. Мама работала преподавателем немецкого. Они воспитывали сына в духе традиций русской культуры, поэтому родной язык Александр Артемович не изучал. Среднее образование юноша получил в школе, где углубленно изучался французский. Здесь он увлекся рисованием и игрой в самодеятельном театре. После окончания школы Александр попытался поступить в Строгановское училище на факультет художественной обработки металла, однако это ему удалось только со второй попытки.

Во время летней практики молодой человек познакомился с режиссером Никитой Михалковым, к дипломной картине которого «Спокойный день в конце войны» он готовил декорации. С этого момента началась работа Адабашьяна в кинематографе.

Режиссер и сценарист

В соавторстве с Михалковым он создал несколько киносценариев. Среди них «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и другие. Фильм «Как два крокодила», снятый в Италии по сценарию, написанному Адабашьяном, был номинирован на «Золотой глобус».

В 1990-м во Франции состоялся его режиссерский дебют. По собственному сценарию Адабашьян снял картину «Мадо, до востребования», получившую призы на фестивалях в Равенне и Каннах, а также номинированную на премию «Сезар». В 1997-м Адабашьяном была поставлена в Мариинском театре опера «Борис Годунов», в «Ла Скала» была перенесена постановка «Хованщины». В 2002-м он снял фильм «Азазель» по роману Бориса Акунина. Среди ярких работ сценариста Адабашьяна картина «Солнечный удар» (совместная работа с Никитой Михалковым), сценарии к детским фильмам режиссера А. Чернаковой.

В 2020-м на канале «Культура» (в рамках специального проекта «Монолог в четырех частях») мастер рассказал зрителям о своем творчестве и личной жизни.

Актер

Актерская карьера Александром Артемовичем начата в 1974-м. Его первой работой была эпизодическая роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». В фильмографии актера более полусотни ролей. В основном все они эпизодические. Самыми запоминающимися стали роли дворецкого Бэрримора в картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (реж. И. Масленников) с его знаменитой фразой «Овсянка, сэр!», а также роль редактора Берлиоза в картине В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Жизненная мудрость мэтра

Вот несколько его цитат:

  • Пошлости в искусстве полно. Если раньше любой намек на эротику был табуирован, то сейчас порнография стала практически обыденным явлением. Также нормальным стало насилие и его смакование. Нужно было постепенно довести людей до того, что болевой порог изменился. Мы, не жмурясь, смотрим на простреленные головы. Пошлость кроется и в том, что кино стали оценивать не по художественной составляющей, а по количеству зрителей. Если фильм посмотрели тридцать миллионов, значит, он априори хороший, а если миллиард — это вообще шедевр. Если колбасу едят тоннами, она хорошая, если у блогера миллион лайков, в его контент впихивают рекламу. А о чем этот блогер пишет, какая разница… Лайки стали современным критерием значимости.
  • Разница между кино и театром состоит в том, что в театре вы смотрите, а в кино вам показывают.
  • В воспоминаниях князя Волконского я вычитал фразу, которую тот вычитал у Диккенса: «Миссия Америки — опошлить Вселенную». Это не я, это Диккенс придумал в XIX веке. Но я думаю, что эта миссия благополучно выполнена. Бороться с этим чрезвычайно трудно, потому что появился чрезвычайный эквивалент любого художественного произведения. Это рентабельность, сколько оно принесло денег.
  • Критику терпеть не мог всегда. Почему и критики меня не любят. Как-то я сказал, что любая критика — это рассуждения евнухов о любви. Сидя в гареме, он видит такое количество актов, что ему кажется, что он все об этом знает.
  • Увы, интеллигенция поделилась на наши-ваши, свои-чужие. Ситуация отвратительная. Это один из признаков происходящей эпидемии. Строго говоря, подобное было всегда в творчестве. Почитайте воспоминания того же Валентина Серова. Но все это шло в масштабе творческом, не разделялись на ваших и наших. Таких масштабов, как сейчас, не было.
  • Приближается юбилей Юры Богатырева, а совсем недавно ушел Алексей Петренко. Такого масштаба артистов больше не делают. Они из когорты Ливанова, Мордвинова, Черкасова. Сейчас масштаб не тот. Представьте, что во время скачек на ипподроме вместо коней выпустили пони. Так и современные актеры. Они несомасштабны с тем, что они играют.

О личной жизни

Александр Артемович женат женился дважды. Первой его женой была ассистент режиссера Марина Лебешева. Она рано ушла из жизни. Его вторая супругу зовут Екатерина Шадрина. Она ассистент художника. У пары две дочери, есть внуки.

Комментарии