Почему стоит побывать в Иране? Страна глазами внучки бывшей первой леди
Зульфикар Али Бхутто был президентом Пакистана в 70-х годах прошлого столетия, всю жизнь проведя в драматической борьбе за победу идей исламского социализма. Его дочь Беназир долгое время находилась в заключении и эмиграции, гонимая политическими преследователями своего отца. В конце 80-х, победив на выборах, стала первой женщиной-мусульманкой, занявшей высокий правительственный пост, причем самой молодой. В 2007 году она погибла в результате организованного на нее покушения.
Нусрат Бхутто, мать Беназир и жена Зульфикара Али, бывшая первая леди Пакистана, лидер народной партии страны, пережила множество трагедий и неоднократно оплакивала смерть близких людей. Она умерла от тяжелой болезни в 2011 году, в октябре. Нусрат была курдкой по происхождению, уроженкой Исфахана в Иране. Недавно в этот город совершила путешествие внучка бывшей первой леди – Фатима Бхутто, желая почтить память своей бабушки. У нас есть возможность увидеть Исфахан ее глазами.
Предыстория
Бабушка Фатимы некогда была высокой красивой девушкой. Она покинула Исфахан совсем еще молодой, выехав вместе с семьей, которую ее отец, богатый бизнесмен, перевез в Бомбей. А позднее, перед самым кровавым разделом Британской Индии, они все переехали жить в Карачи – южный город Пакистана. Там красавица и познакомилась с дедушкой Фатимы. И они вскоре поженились. Для Зульфикара Али это был уже второй брак.
Фатима вспоминает, что, даже пережив изгнание и множество мучительных потерь, ее бабушка всегда носила в своем сердце светлые воспоминания о городе, где родилась, как бы ни было тяжело. Иранцы любят повторять: «Исфахан – это полмира». Нусрат всегда помнила об этом с радостью в душе и болью одновременно, потому что данный уголок Земли для нее оказался даже еще дороже.
Иранская кухня
Любимые с детства блюда бабушка Фатимы тоже не забывала в течение всей жизни. Среди них тахдиг – персидское лакомство, которое принято подавать, когда в дом приходят гости. На местном языке оно означает «дно горшочка». Это рис, подрумяненный на сковородке до образования внушительной корочки, которая хрустит потом на зубах. Его Нусрат готовила с розовой водой на фисташковом масле. Но особенно любила фесенджан. Это курица по-персидски с гранатовой пастой, в соусе с мускатными и грецкими орехами, приправленная корицей.
Во время путешествия по Ирану у Фатимы появилась возможность отведать знаменитые блюда своей бабушки на ее родине. Правда, оказалось, что готовят их местные кулинары немного по-другому. Официанты странно косились на приезжую, когда Фатима намекала им на то, что в рис следует добавить сырое яйцо.
Что носят женщины Ирана
Зульфикар Али Бхутто в молодости длительное время жил в Европе, где и получил образование. Следуя обычаям своей родины, его супруга Нусрат надела на свою дочь Беназир чадру, как только ей исполнилось 12 лет. Но муж воспротивился этому, заявив, что истинный ислам дает право выбора женщине. А потому дочь должна сама решить, что ей носить, когда она вырастет. С тех пор Беназир чадру больше не надевала.
Фатима приехала в Исфахан в длинном сером свитере своего дедушки. Его она надела в качестве наряда для женщин, предписанного Исламской Республикой, чтобы скрыть свое тело от посторонних глаз. Это оказалось полезно также и потому, что в декабре, когда внучка бывшей первой леди посетила ее родину, в Исфахане было холодно.
Вообще, обычно женщины в Иране носят туники, халаты с длинными рукавами. А под них надевают узкие штаны, лосины или джинсы. Местные обычаи требуют, чтобы руки были закрыты хотя бы на три четверти, а ноги по щиколотку. Обуваются же женщины в закрытые туфли, кроссовки или сандалии, лучше без каблуков.
Прогулки по городу
Фатима побывала в Исфахане в последний день Мухаррама. В мусульманском календаре это первый месяц. Он считается священным, одним из четырех запретных, о чем вещает Коран. Это период траура шиитов – приверженцев одного из направлений ислама. Они чтят память имама Хусейна, внука пророка, который погиб близ Кербелы во время сражения. В этот день, согласно обычаю, закрываются магазины и музеи. Люди собираются для того, чтобы молиться в мечетях, и облачаются в черное.
Фатима думала, что этот день в Исфахане будет темным и мрачным. Однако она ошиблась. Город купался в солнечном свете. Во дворе отеля Abbasi, где она остановилась, росли деревья с хурмой и апельсиновыми плодами, красовались кусты шиповника. На улицах не видно было плакальщиков. Молодые пары катались на мотоциклах. Люди преспокойно лизали рожки с клубничным мороженым. Старики играли в шахматы, сидя на каменных скамьях. Узнав, что бабушка Фатимы – уроженка Исфахана, местные жители расплывались в улыбках, приветствуя гостью из другой страны.