Порто Флавия – необычный погрузочный порт, вырубленный в скале на острове Сардиния (Италия)

Многие любят путешествовать. Кто-то бесконечно влюблен в море, поэтому отдых в теплых странах не выходит далеко от прибрежной зоны и солнечных пляжей, кого-то интересуют обычаи и традиции народов, проживающих в данной местности, а некоторым интересна самобытная архитектура городов. Именно последняя группа туристов оценит Сардинию, второй по размеру остров Средиземного моря, который входит в состав Италии как самостоятельная область. Она славится редкими овечьими сырами, вином, а также всевозможными архитектурными строениями - начиная от древних "Гробниц гигантов", амфитеатров, построенных римлянами, до зданий, датируемых XX веком.

Порто Флавия

Одной из удивительных построек начала двадцатого века на данном острове является порт. На первый взгляд он не кажется чем-то особенным - просто отверстие в известняковой скале, декорированное колоннами, расположенное на значительном возвышении относительно уровня водной глади. Многие задаются вопросом - зачем нужен порт, в который невозможно попасть с моря? Дело в том, что это не торговый или пассажирский терминал, а место погрузки руды.

История

Западное побережье Сардинии было богато залежами цинка и свинца. Разработку месторождения производили подземным способом на шахте Масуа. Добытую руду перевозили на суда на легких лодках, которые имели небольшую грузоподъемность и часто переворачивались в море, поэтому некоторые корабли были вынуждены простаивать до двух месяцев, пока их трюмы не были наполнены полезными ископаемыми. Это негативно сказывалось на бизнесе, поэтому владелец шахты пригласил инженера Чезаре Вечелли, который смог решить данную проблему, создав на тот момент воистину гениальное строение. Место у Пан-ди-Зуккеро было выбрано не случайно, оно хорошо защищено от волн, достаточно глубокое, чтобы туда смогли проходить суда, при этом находится недалеко от месторождения. Инженер считал данный проект одним из самых важных и успешных, поэтому назвал его в честь своей любимой дочери - Флавии.

Сам порт представляет собой не просто отверстие в скале. Это два разноуровневых туннеля, верхний ведет от месторождения до резервуара, в котором накапливается добытая руда, второй - от низа резервуара к самому порту в скале, откуда посредством специального рукава производится погрузка непосредственно на суда.

Это позволило сократить время погрузки транспорта до нескольких часов, сократить убытки, которые приносило неспокойное море, наладить регулярные поставки сырья. Затраты на добычу сократились на 70 %, в связи с чем компания заняла лидирующие позиции на рынке, а строительство порта окупилось всего за 2 года.

Порт сегодня

В 60-х годах добыча руды начала сокращаться, в связи с чем порт все меньше использовался, а в 90-х годах и вовсе был закрыт в связи с прекращением разработки месторождений. Однако не используемый сегодня по назначению терминал не стал одним из ветхих напоминаний о днях былого величия, а превратился в одно из достояний ЮНЕСКО как техническое чудо начала XX века в горном деле.

Порто Флавия и по сей день достаточно известное место, куда стремятся попасть многие туристы, приехавшие на Сардинию не только ради теплого моря, но и пополнения багажа знаний о культуре, истории и архитектуре солнечного острова.

Комментарии