Есть ли что-то общее в психологии людей, которые пишут фальшивые отзывы в Сети
Не секрет, что отзывы о товарах и услугах в интернете не всегда можно отнести к честным и откровенным. Более того, "заказные" оценки, которые люди оставляют на сайтах компаний по просьбе их представителей, - это явление довольно частое. При этом психологи сделали наблюдение: те, кто дает положительную или нейтральную оценку, особо не испытывают отрицательных эмоций. А вот если человек взялся ругать ресторан, в котором он никогда не был, или кинофильм, который он не смотрел, он ощущает определенный дискомфорт.
"Заказные" отзывы - отнюдь не редкость
Когда мы приобретаем какие-то товары или услуги посредством Всемирной паутины, мы в большинстве случаев обращаем внимание на отзывы людей, которые уже приобрели ту или иную вещь или забронировали отель до нас. И если даже мы обнаруживаем массу положительных оценок, пара-тройка отрицательных, например, о том, что в гостинице тараканы, может сильно подпортить картину. И желание отправиться туда может либо несколько поугаснуть, либо напрочь пропасть.
"Заказные" отзывы, которые пишутся по чьей-то просьбе или за вознаграждение, к сожалению, имеют довольно большое распространение в Сети. Они могут быть не только отрицательными, но также и положительными. Вторые нужны для того, чтобы поднять рейтинг и привлечь новых клиентов. А первые, как правило, используются как инструмент недобросовестной конкуренции.
Отрицательные оценки вызывают чувство вины
Ученые из Великобритании и Сингапура провели исследование, чтобы изучить психологию индивидуумов, соглашающихся отставлять негативные комментарии по заказу. Пятидесяти испытуемым предложили написать фальшивые отзывы о гостиницах - как положительные, так и отрицательные и нейтральные.
После этого полученные тексты были проанализированы, и было отмечено, что в некоторых из негативных оценок имеются признаки того, что индивидууму не чуждо чувство вины. Если те, кто писал положительные отзывы, использовали местоимение "я", которое является личным, без проблем, то авторы отрицательных сообщений часто заменяли его на собирательное местоимение "мы".
Тем самым они как бы пытались разделить с воображаемыми людьми ответственность за высказанную ими ложь. Кроме того, давая негативные отзывы, люди старались "давить на эмоции". Это также говорит о том, что они хотели оградить себя посредством повышенного эмоционального фона. Еще они использовали большое количество аффективных слов, в то время как хорошие отзывы по большей части были нейтральными в плане эмоций.
Вранье вредно для здоровья
Как вытекает из исследований, проведенных ранее, вранье отнюдь не является безопасным. У лгунов постоянно присутствует необходимость в том, чтобы "раздваиваться". Они вынуждены все время контролировать ситуацию и поэтому испытывают дискомфорт. Как следствие, организм изматывается, человек становится тревожным. При этом он сам может не понимать, в связи с чем у него появляются подобные ощущения. В результате у лгунов чаще обнаруживаются нервные заболевания. По причине постоянного диссонанса в восприятия мира у нечестных людей чаще наблюдаются головные боли.
На сегодняшний день надежного способа обнаружить в интернете фальшивые отзывы нет. Среди них присутствуют как те, что об этом буквально "кричат" (к примеру, положительные отзывы под мобильной игрой, которая якобы позволяет зарабатывать большие деньги), так и те, что воспринимаются как вполне убедительные. Даже современные технологии не позволяют судить об искренности на все 100%.