Как научиться слушать других и стать хорошим собеседником за 3 дня: мнения психологов

Общение как средство коммуникации с окружающими людьми может стать хорошим помощником как в личной жизни, так и в сферах деловых отношений. Остается лишь определить причины своей неэффективности как собеседника и выработать тактику развития положительных навыков общения.

Как отмечают психологи, у многих людей основной коммуникационной проблемой является отсутствие умения слушать. Человек, который часто перебивает и на первый план выставляет свое право говорить, изначально утрачивает привлекательность со стороны окружающих.

Поэтому основным направлением в развитии навыков хорошего собеседника станет работа над собой как слушателем в разговоре. Добиться успеха в этом деле можно всего за 3 дня, используя представленные ниже рекомендации.

1. Удержание внимания на разговоре

Качество общения снижается, когда люди теряют концентрацию и нить беседы в целом. А все потому, что один из участников диалога отвлекается на сторонние дела. Многозадачность и общение – это конфликтующие понятия, объединение которых не способствует эффективной коммуникации.

Важно сосредотачивать внимание на разговоре, откладывая все остальные дела на другое время. Это правило вовсе не приведет к потере времени, поскольку и само общение, и другие задачи будут выполняться с большим качеством и не потребуют повтора.

Причем стоит отметить и серьезную проблему именно сегодняшнего дня в виде отвлечения на гаджеты. Смартфон в руках в процессе беседы – распространенное явление. Люди стремятся оставаться на связи с несколькими контактами, но в итоге лишь распыляют внимание и снижают тем самым качество разговоров.

2. Осознание мотивов прерываний

Желание перебивать собеседника может быть обусловлено разными причинами, но в конечном итоге оно переходит в привычку. Со временем человек уже неосознанно перебивает, даже не задумываясь о том, как это воспринимается собеседником.

Решением проблемы может стать фиксация моментов прерывания. На первом этапе не стоит задача их полного искоренения. Для начала важно понять, в какие моменты это происходит систематически. Каждый раз осознавая допущенную ошибку, важно одергивать себя, принося извинение за прерывание. В этом случае собеседник поймет, что перебивший его понимает акт своего неуважительного отношения и в дальнейшем постарается это исправить. И действительно, со временем таких моментов в принципе станет меньше.

3. Продумывание высказываний

Обычная ситуация в разговоре, когда один из собеседников уже после своего высказывания прерывает взявшего слово партнера, пытаясь уточнить свою формулировку. Это происходит из-за того, что изначально человек пытался спешно высказаться, не продумав свои слова.

Чтобы предотвратить подобные случаи, важно всегда делать небольшую паузу перед изложением своего мнения. Это поможет лаконично и в то же время содержательно высказываться без необходимости дальнейших уточнений.

4. Осмысление сказанного собеседником

Можно и вовсе нарушить структуру диалога, если не понять суть сказанного собеседником. Ухватившись за фрагмент его высказывания и стараясь поскорее ответить, оппонент наиболее ярко показывает себя не умеющим слушать. Ведь сама необходимость выслушивания обусловлена не только уважительным отношением к собеседнику, но и стремлением понять смысл сказанного им. А для этого важно полностью воспринять его высказывание в завершенном виде.

5. Зрительный контакт

Прямой взгляд в глаза собеседнику поможет удержать эмоциональную и мыслительную связь. Таким образом слушающий дает понять, что его внимание удерживается на высказывании. В то же время этот прием полезен и для слушателя, поскольку ему легче воспринимать смысл слов.

Однако есть свои тонкости в выполнении этого условия. Постоянный прямой взгляд также способен смутить партнера. Периодически следует смещать точку внимания на другие объекты, но ненадолго.

6. Отказ от поспешных выводов

Одной из причин прерываний в ходе разговора является отсутствие интереса к собеседнику как к носителю заведомо известной информации. Как правило, у людей есть определенные предубеждения и предположения относительно того, что может сказать тот или иной человек из их окружения.

От данной привычки тоже стоит отказаться, поскольку она мешает свежему восприятию смысла высказываний. Это вновь будет полезно и для самого слушателя, поскольку минимизирует шансы ложного понимания сути произнесенного собеседником.

7. Не торопиться с решениями

Часто бывает, что собеседник в процессе выслушивания уже имеет определенные варианты ответов на сказанное с готовыми решениями. Собственно, и желание поскорее высказать эти соображения приводит к прерываниям. Данная тактика также неверна, поскольку у слушателя пока еще нет полной информации и он рискует высказать просто неактуальное решение. К тому же оставшееся время, пока собеседник продолжает свою речь, можно посвятить обдумыванию и уточнению появившихся идей.

8. Активация чувственной сферы

Некоторые разговоры в большей мере требуют от слушателя эмоциональной работы, нежели подключения логики. Например, когда люди рассказывают о тяжелой ситуации, связанной с переживаниями, депрессией и т. д. Важно не просто реагировать советами, а изначально вставать на место собеседника, чувствуя его состояние. Возможно, в таком положении он и вовсе не готов воспринимать логические рекомендации, а просто нуждается в том, чтобы его послушали.

9. Вопросы – после

Не исключено, что уже в процессе высказывания собеседника к нему могут возникнуть уточняющие вопросы. Это совершенно нормально, и в принципе вопросы оправданно могут быть заданы как связующие компоненты диалога, повышающие его содержательное качество. Однако задавать их стоит после того, как собеседник завершит высказывание. Возможно, уже в процессе своего монолога он на них и ответит. К тому же это даст время для формулировки или корректировки вопросов.

10. Анализ прогресса

Работа над своими навыками слушателя и собеседника в целом не ограничивается только лишь применением конкретных правил и принципов. Важна и довольно интересная творческая работа с элементами анализа. Можно воспринимать практику общения в новом качестве как экспериментальную. Так, в процессе разговора будет не лишним фиксировать реакцию собеседника в условиях применения тех или иных тактик. Всего просчитать невозможно, поэтому не исключаются частные корректировки в манере общения с поправкой и на конкретных людей с их коммуникационными особенностями.

Заключение

Основополагающим принципом, который в конечном итоге должен определить и сформировать навыки слушателя, может стать правильное целеполагание каждого акта общения. В одном случае оно приносит психологическое удовлетворение, в другом открывает новую информацию и знания, а в третьем позволяет совместно решить важные вопросы. Отказываясь от роли добросовестного слушателя, человек нарушает и поставленные цели. В этом случае конкретный процесс общения ему просто не нужен и он тратит время собеседника.

Разумеется, зачастую люди даже не осознают отсутствие у себя навыков слушателя, хотя при этом стараются придерживаться определенных целей общения. Но работа над собой с применением рассмотренных выше правил продуктивного общения позволит исправить эту проблему.

Комментарии