"Что такое вартафикация?" Как выбесить телефонного или интернет-мошенника
Почти каждую неделю появляются новые схемы телефонного мошенничества. Простые граждане не всегда могут получить об этом своевременную информацию. Число телефонных афер постоянно растет, ведь преступники не хотят лишаться легких денег, добытых путем обмана доверчивых граждан.
Мошенничество в чистом виде
Есть статья в Уголовном кодексе под номером 159, квалифицирующая такие действия преступников, как мошенничество, направленное на открытое хищение чужого имущества. Но делается это не методом взлома или хакерских атак, а путем злоупотребления доверием. То есть человек сам отдает мошенникам свои деньги, называя данные карт и счетов, а иногда и делая переводы лично.
Государственные органы оказывают противодействие такому виду мошенничества, но пока лучшим методом защиты является информирование граждан. Люди начинают все больше узнавать о таком виде обмана и сами не дают себя провести. МВД России регулярно выпускает памятки по видам телефонного мошенничества и рассылает СМС гражданам с призывом быть бдительнее.
Злоумышленники совершенствуют свои схемы, придумывая все более трудные способы обмана. Банки и эксперты тоже проводят работу по информированию населения об этих преступных действиях, рассказывают о том, как могут действовать мошенники, чтобы простые люди знали, как им следует реагировать. Но из-за массовости срок жизни хитрых мошеннических сценариев сокращается, они превращаются в типовые из нетипичных.
Предупрежден — значит вооружен
Чтобы избежать уловок мошенников, нужно быть максимально осведомленными о том, какие есть схемы обмана. Злоумышленники давно уже умеют подменять телефонные номера, сайты банков и различных организаций. Нужно иметь в виду, что современным технологиям даже под силу подделать голос на высоком уровне.
Лучший способ защиты — прекращение разговора с подозрительными личностями. МВД России советует не слушать лиц, которые представляются сотрудниками банка, не действовать по их инструкции. В случае сомнений лучше завершить звонок, а потом самостоятельно перезвонить в банк или своему мобильному оператору. Ни сотрудники банка, ни любые другие официальные лица никогда не станут требовать от вас назвать данные карт или СМС-коды по телефону. Вот какими фразами можно пресечь действия мошенников или поставить их в тупик.
Коротко и ясно
Очень действенной является фраза: «Карта уже не обслуживается». Если вам позвонят и начнут говорить что-то по поводу транзакции с платежной карты, просто можете сказать: «Извините, но моя карта уже не обслуживается». Обычно мошенники не знают ваши подробности о состоянии карты. Также можно пресечь действия преступников фразой: «Да, это я переводила ему (или ей) деньги». Реакция собеседника наверняка вас повеселит.
Также действенными являются любые ваши фразы по поводу того, что вы сами позвоните в банк и перепроверите информацию. Мошенники будут делать все возможное, чтобы не дать вам времени на выяснение правды. Они будут пугать вас, что данные им нужны срочно, сию же секунду. Именно такая спешка и выдает обычно злоумышленников. Говорите так: «Я сейчас иду в банк, как раз и узнаю все».
Еще интересный способ потроллить мошенников — ответить: «Что? Воруют мои деньги с карты? Ну и ладно. Пусть воруют». Поверьте, реакция на том конце провода вас позабавит. Еще можно просто коротко и ясно сказать: «Вы позвонили в прокуратуру». Мошенники бросают трубку сию же секунду.
«На карте много-много денег»
Один из пользователей Интернета рассказал свою историю, как он троллил мошенников. Если есть желание проучить их, можете попробовать сделать так же. Итак, вот его история: «Позвонили мне и говорят, что воруют деньги с карты. Я тут же старым дедом притворился, зашепелявил в трубку: "Внучок, как же так? Там все деньги мои, много-много денег, и на другой карте тоже. Я ж внучку собираю на машину". Тот прямо загорелся, типа, я только младший специалист, переключили сразу же на старшего. А я от смеха давлюсь.
Тут уже девушка такая спрашивает: "Вы, дедушка, пользуетесь онлайн-кабинетом?" Я говорю: "Аза такая лайна кабинета? В банке што ля? Дык там же ж очереди большие, ну их эти кабинеты". Она долго и нудно объясняет, потом говорит: "Вам надо верификацию пройти". Я давай тупить в ответ. В общем, минут тридцать им голову дурил. Потом надоело. Когда третьего сотрудника подключили, я уже нормальным голосом сказал: "Кого хотели обмануть? Я всю жизнь проработал финансовым..." Договорить даже не дали. Вот я тогда повеселился!»
Это их реально бесит
Еще один способ троллинга — назвать несуществующие данные карты. Они потом так нервничают, когда попадают не туда. Некоторые при подобных звонках на всю громкость включают радиоприемник. Тогда тоже будет интересно послушать реакцию.
Можете отследить код, откуда поступает звонок. Это довольно просто — такие данные есть в Интернете. И потом, когда «сотрудник» станет уверять вас, что он из Сбербанка, вы ему скажете: «А с каких пор головной офис Сбербанка находится в Новгороде?» Или просто скажите: «Вы не из Сбера». Некоторые мошенники так теряются, что на автомате спрашивают: «А как вы узнали?»
Покажите свою осведомленность
Если не хотите шутить с мошенниками, а говорить серьезно, то покажите свою образованность. Когда очередной «сотрудник» станет уверять вас, что с карты переводят деньги, попросите их назвать ваш номер договора или его полные данные, включая личный номер работника банка. Это открытая информация, ее всегда можно проверить, но обычно после вашего вопроса преступник бросит трубку.
Действенный способ проучить воров — сразу же зачитать им статью 159.3 УК РФ. При первоначальных словах по поводу мошенничества с использованием банковских карт они ретируются, вносят вас в свой «черный» список и больше уже не беспокоят. Это солидно и работает безотказно.
Заставьте их побегать
Если вам звонят мошенники и начинают заманивать различными акциями, призывая купить какой-то супертовар, можете проучить их. Соглашайтесь на все условия, общайтесь с ними, при этом выбирая наиболее дорогие товары. Вынудите их потратить свое время и деньги, полелеять надежду на легкую наживу. Когда они отправят вам посылку, в которой, скорее всего, будет пустышка или что-то в разы дешевле заказанного, просто не приходите за ней.
Можете позвонить на почту и сказать: «Я понятия не имею, что пришло на мое имя. Я ничего не заказывал и забирать не буду». Помните, что по закону никто не может обязать вас забрать товар и заплатить за него. Посылка уйдет назад через пару недель. Никто не любит зря тратить свое время и деньги. Это будет им хорошим уроком.
Тяните время
Еще проучить преступников можно, как можно дольше протянув время. Как только вам объявят, что с вашей карты утекают деньги, сделайте вид, что сильно испугались и согласны на все, чтобы исправить это. Мошенники в такой ситуации начинают спрашивать данные документов или банковской карты. Просите их повисеть на линии под предлогом, что найдете нужные документы, а сами просто пропадите.
Переведите телефон в режим ожидания, положите в карман и занимайтесь своими делами. Раз в 5 минут можете снова говорить: «Ой, никак не могу найти. Сейчас, подождите еще». Через какое-то время злоумышленник поймет, что его самого разводят. Вряд ли ему это будет приятно, а вы выйдете из ситуации победителем. Помните: никогда не давайте никаких своих данных по телефону. Настоящие сотрудники банка никому не звонят и не спрашивают ничего личного.