Ирод I: противоречивый царь, преобразивший Святую Землю

Немногие исторические деятели имеют столь противоречивую репутацию, как царь Ирод из Иудеи. В христианской традиции он изображается злодеем, приказавшим истребить всех младенцев мужского пола. Однако для многих историков Ирод – умелый правитель, сделавший много полезного для иудейского народа. Каков же на самом деле был этот деятель?

Общая характеристика правления

Правление Ирода Великого – это уникальный баланс между повиновением Римской империи и стремлением служить на благо иудеям. Напряженность этого положения в сочетании с неблагоприятным климатом дворцовых интриг могли привести к паранойе и неуместной жестокости в конце его жизни. Некоторые историки верят, что характер и поведение Ирода в последние годы правления делают возможным его приказ об истреблении младенцев. Но исторические доказательства этого зверства отсутствуют.

Однако на одном обстоятельстве исследователи сходятся: падкий на лесть и тщеславный Ирод, манипулируемый Римом, так и не смог полностью завоевать сердца иудейского народа. С другой стороны, Рим нуждался в нем как в проводнике романской культуры в иудейских землях.

Поклонник Рима

Ирод старательно культивировал свой образ поклонника греко-римской культуры. Если авторы Нового Завета видели в нем тирана, сам он считал себя утонченным ценителем. Он завязал дружбу с влиятельными римскими чиновниками, приглашая их в свои владения в Иерусалиме и Иерихоне.

Через его дворец проходили философы, историки, поэты, драматурги, а также представители двух еврейских сект – саддукеев и фарисеев. Взгляды обоих течений различались между собой: саддукеи придерживались консервативных воззрений и занимали влиятельные посты в иудейской религиозной системе, а фарисеи являлись апокалиптической сектой, ратовавшей за очищение и обновление иудаизма. Но даже несмотря на радикальные различия, представители обоих течений верили, что Ирод намеренно развращает еврейские обычаи при своем дворе.

Согласно историкам того времени, Ирод нередко забрасывал государственные дела и изучение иудейских законов, чтобы предаваться изучению философии, риторики и истории Греции и Рима. Правительственные обязанности перекладывались на чиновников с греческим образованием. Проводимые царем религиозные преобразования народ считал неубедительными. Ирод понимал, что правление иудеями невозможно без поддержки от влиятельных фарисеев, которым он часто шел на различные уступки. Ему удавалось держать их на своей стороне, но он так и не сумел завоевать их полное доверие и преданность.

Кесария Палестинская

Новые города, возводимые Иродом Великим, раздражали иудейское духовенство, поскольку памятники языческой культуры оказывались в непосредственной близости от Иерусалима. Между 22 и 10 г. до н. э. Ирод выстроил Кесарию Палестинскую – город, который он назвал в честь своего римского покровителя Цезаря Августа. Город был возведен в искусственной гавани, защищенной бетонными волнорезами, и стал базой для флота, предоставленного Иродом в полное распоряжение Рима.

Каждые пять лет царь организовывал гладиаторские бои, посвященные Августу и его жене Ливии. Число сражающихся иногда превышало даже количество гостей. Победителям доставались роскошные подарки. Среди иудеев пошли слухи о диких оргиях, устраиваемых царем. Иудейские власти относились к гладиаторским боям крайне неодобрительно, считая их аморальными и веря, что жизнь каждого человека принадлежит лишь богу.

Религиозные скандалы

Кесария, безусловно, стала столицей язычников Древнего Рима. Но святой город Иерусалим также попал под угрозу языческого влияния. Напряжение сосредоточилось на проблеме Второго Храма – здания, которое стало символом сложных отношений Ирода с его верой.

Ирод организовал реставрационную программу для храма. Здание было облицовано белым камнем, а площадь вокруг него расширена вдвое. Царь пытался заслужить расположение иудеев, реставрируя их храм, но использовал греческий архитектурный стиль, что явно не добавило ему популярности. А территорию вокруг здания вскоре заполнили многочисленные ростовщики.

Но самый, пожалуй, значительный религиозный скандал разразился вокруг гробницы царя Давида в Вифлееме. Долгое время ходили слухи, что легендарный царь похоронен вместе со своими сокровищами. У Ирода на строительство Кесарии ушло много средств, и он решил попытать счастья в гробнице царя Давида. Историки сообщают, что никаких сокровищ он там не обнаружил. А сам Ирод рассказывал, что два его стража мгновенно погибли в пламени, вырвавшемся из недр гробницы, как только они в нее проникли, а ему самому пришлось спасать свою жизнь.

Положительные результаты

Современные историки однако подчеркивают, что несмотря на приписываемую ему жадность, правление Ирода было весьма продуктивным. Дипломатические способности царя обеспечили безопасность иудеев от римских властей. Неоценим и его вклад в культуру Иудеи. Он построил города-крепости Масаду и Иродион, наладил систему водоснабжения в Иерусалиме. Используя свои связи в Риме, во времена голода в Иудее в 25 г. до н. э. он добился поставок зерна из Египта, чтобы накормить народ. Однако даже те исследователи, которые симпатизируют Ироду, отмечают жестокость правления в его последние годы, наложившую отпечаток на все его наследие. Что же произошло?

Безумный царь

На протяжении всего правления личная жизнь Ирода Великого вызывала множество пересудов и осуждения. Помимо большого количества интимных связей, Ирода подозревают в девяти браках, причем иногда он был женат более чем на одной.

Дворцовые интриги и династические заговоры наложили отпечаток на личность Ирода, способствуя его возрастающей паранойе. Какие-то из его подозрений были обоснованы, но большая часть являлась плодом бурного воображения. В любом случае это стало началом кровопролитий. Многие члены собственной семьи царя были убиты в ходе политических чисток, включая его шурина, жену и, что самое ужасное, двоих ее сыновей. А своего старшего сына он лишил наследства и также позже подверг казни. Многие жители Иудеи закончили свою жизнь в темницах его дворца.

Мучительная смерть

О последних месяцах жизни Ирода Великого остались подробные хроники Иосифа Флавия. Вот что он пишет:

«Безумие Ирода нарастало стремительными темпами, и это была божья кара за его грехи. Полыхавший в нем огонь усиливал его боль и вызывал неудержимый аппетит, заставлявший его есть то одно, то другое. Его внутренности были раздражены, … его половой орган разорвался, и наружу изверглись черви. Когда он сидел прямо, то ему было трудно дышать, а находиться рядом было нелегко из-за зловония его дыхания; также у него были судороги во всех частях тела».

Измученный паранойей и страхом за свою жизнь, Ирод стал одержим жаждой мести. Иосиф Флавий пишет, что когда его болезнь достигла агонии, Ирод приказал, чтобы после его смерти все знатные люди в стране были согнаны в амфитеатр Иерихона и расстреляны из луков. После его смерти в 4 г. до н. э., приказ, конечно, исполнен не был.

Неоднозначное наследие

Отсутствуют любые прямые доказательства, что избиение младенцев в Вифлееме имело место. Хотя принимая во внимание ментальное нездоровье царя в последние годы жизни, поверить в то, что он отдал этот приказ, нетрудно. Поступки Ирода породили любопытный исторический парадокс: этот правитель мог основать стабильное, преуспевающее государство, но вместо этот он лишь порождал недоверие и неуважение своих подданных.

А что вы думаете по этому поводу?

Комментарии
Похоже история повторяется! Сейчас вполне достаточно своих...