Загадочная и прекрасная: что известно о легендарной царице Савской

Среди многообразия библейских персонажей одним из наиболее загадочных и вызывающих споры является образ царицы Савской, прибывшей некогда в Иерусалим из дальних, но не обозначенных в тексте земель. Ввиду лаконичности повествования остается загадкой даже ее имя. Конкретно указана лишь цель приезда: прослышав о мудрости царя Соломона, неведомая правительница пожелала увидеть его и лично убедиться в справедливости всеобщей молвы.

Гостья из царства Шеба

Насколько ей удалось выполнить задуманное, Священное Писание умалчивает, но некоторые сведения по этому поводу содержатся в эфиопском литературном памятнике XIV века, называемом «Кебра Нагаст», что в переводе означает – «Слава королей». В нем таинственная гостья царя Соломона, прибывшая из царства Шеба (древнее название Эфиопии), именуется Македой. Сообщается также о том, что ее постоянная резиденция находилась в городе Аксум, руины которого сохранились до наших дней, и являются историческим памятником, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Эти почтенные камни, хранящие память о легендарной библейской царице, можно увидеть вблизи северной границы Эфиопии.

Строптивая красавица

Согласно древнему тексту, царица Македа прибыла в Иерусалим в полном соответствии со своим высоким статусом, то есть в сопровождении бесчисленных слуг, воинов и каравана верблюдов, навьюченных тюками драгоценных подарков для Соломона − являться в гости с пустыми руками уже тогда считалось дурным тоном.

Средневековый хроникер не сообщает о том, как именно приобщалась эфиопская правительница к мудрости царя Соломона, но достаточно подробно останавливается на эпизоде, связанном с последним днем ее пребывания во Святом городе, и носящим несколько водевильный характер.

В частности, он говорит о том, что, обладая неземной красотой, царица Македа еще в день своего приезда произвела на любвеобильного царя сильное впечатление, и, непривыкший к сопротивлению, он рассчитывал на легкую победу, но в первый же вечер, получил решительный отказ, дескать: «Мудростью насыщай, а руки убери!».

Последняя ночь

Но недаром же иудейский царь, ставший основателем Первого Храма, прославился своим умом и сообразительностью. Не стушевался он и перед строптивой красавицей. Изобразив на лице покорность и даже некоторое раскаяние – чувство, редко встречающееся у венценосце - он в течении нескольких месяцев вел с ней исключительно философские беседы, чем, возможно, заставил пожалеть об излишней холодности.

Последнюю же ночь Соломон предложил Македе провести в особых покоях, расположенных поблизости от его апартаментов, и тем самым подарить ему ощущение ее незримой близости. В то же время, чтобы избавить гостью от возможных опасений, царь заверил, что не переступит порог ее спальни, но при одном маленьком условии – она не должна брать в ней ничего из принадлежащего ему. Казалось бы, пустячная и даже нелепая оговорка – ну действительно, не станет же царица Савская красть шампунь или махровый халат, как это случается у современных туристов, однако тут то и было скрыто истинное коварство.

Оплошность царицы Македы

Прежде чем отпустить красавицу-эфиопку на покой, Соломон предложил ей разделить с ним прощальный ужин, на котором, по его распоряжению, подавались исключительно соленые и пряные блюда, вызывающие, как известно, нестерпимую жажду. Именно поэтому, распрощавшись с царем, и готовясь отойти ко сну, Македа захотела пить. Оглядевшись по сторонам, она увидела рядом со своим ложем кувшин, наполненный чистой и прохладной водой. Не чувствуя подвоха, девушка отпила из него несколько глотков, чем, разумеется, нарушила поставленные условия – ведь вода, с юридической точки зрения, являлась собственностью Соломона.

Не успела она поставить на стол злополучный кувшин, как дверь опочивальни распахнулась и перед ней предстал Соломон, увы, освобожденный ее оплошностью от взятого на себя обещания. Ничто больше не мешало ему переступить порог девичьей спальни. Именно это он и сделал, да так решительно, что по возвращении в свой родной город Аксум, его гостья произвела на свет сына, точь-в-точь, похожего на прославленного иудейского царя.

Послесловие

Унаследовал ли он мудрость своего папаши, неизвестно, но автор упомянутого нами документа XIV века, пишет, что после смерти матери сын сменил ее на престоле, взойдя на него под именем императора Менелика I. Возможно, что история его появления на свет является красивой и весьма занятной легендой, сложенной лишь для того, чтобы поднять авторитет новоиспеченного правителя. В мировой истории много примеров того, как те или иные венценосцы приписывали себе родство с великими деятелями прошлых веков.

От себя добавим, что ребенок, появившийся на свет в результате оплошности царицы Македы, стал основателем правящей династии Соломонидов, находившейся у власти в течении почти 2,5 тысячелетий, что само по себе является уникальным случаем в мировой истории. Последний из его потомков – император Хайле Селассие сложил свои полномочия лишь в мае 1936 года.

Комментарии
Примеров сколько угодно. Достаточно вспомнить, что чуть ли не каждый второй аристократ уверял будто он Рюрикович.