От римских акведуков до космических ракет: 10 величайших инженерных достижений в истории человечества

История цивилизации полна примеров того, как человечество улучшило мир, в котором живет. Благодаря своей изобретательности, воображению и усердному труду люди покорили реки, построили дороги и города, создали инфраструктуру. Некоторые проекты заняли столетия, другие были закончены быстрее. Многие из них подвергались насмешкам со стороны современников. Иные стали итогом конкуренции между нациями и империями.

Римские акведуки

За три столетия до начала нашей эры Римская республика, а позднее и Империя, распределяла воду по всем своим владениям, используя систему каналов, труб, водохранилищ, стоячих резервуаров и акведуков. Благодаря этому римляне распределяли пресную воду между городами и поселками. Некоторые из акведуков все еще стоят, являясь настоящим архитектурным чудом. К концу третьего века Рим обслуживал одиннадцать отдельных водопроводов. Бедные жители прибегали к общественным колодцам и баням.

Примечательно, что водные пути были обильно снабжены контрольными точками (аналоги современных люков). Вода регулярно проверялась на чистоту. В некоторых секциях использовались свинцовые трубы, хотя предпочтительнее были керамические. Акведуки из бетона облицовывались кирпичом, чтобы предотвратить эрозию и помочь фильтровать воду. Система была настолько хорошо спроектирована, что некоторые ее составляющие используются до сих пор по прямому назначению.

Собор Святой Софии

Построенный как христианская церковь, а затем преобразованный в исламскую мечеть, собор Святой Софии является одной из визитных карточек Турции. В свое время он пережил беспорядки, грабежи, землетрясения, пожары и разрушительное действие времени.

Его огромный купол установлен на квадратном основании, поддерживаемом четырьмя треугольными столбами. И хотя он разрушался не раз, а также менялся во время перестройки, каждая реконструкция делала его только лучше. Собор Святой Софии является музеем как христианской, так и исламской веры. Кроме того, это одно из крупнейших каменных зданий, сохранившихся в XXI веке.

Статуя Будды в Лэшане

Вырезанный из цельного камня, Великий Будда составляет в высоту более 230 футов (70 м), а в ширину - около 92 футов (28 м). Это самая высокая статуя всемирно известного монаха. Занятно, что обычно песчаник легко разрушается под действием дождевой воды. Но здесь система рассчитана так, чтобы контролировать все потоки, что позволило статуе сохраниться до наших дней.

Шевелюра Будды Лэшана насчитывает более 1000 "волосинок" из камня. Они были предназначены для сбора дождевой воды и направления ее в систему дренажных и водосточных труб, которые позволяют воде течь через голову и руки статуи, предотвращая эрозию. Система была установлена ​​как часть оригинальной резьбы.

Эри-канал

Между рекой Гудзон и озером Эри перепад почвы составляет около 600 футов (183 м). Канальные шлюзы XIX века могли поднимать или опускать лодки примерно на 12 футов (3,6 м). А это означало, что для строительства канала, связывающего Гудзон с Великими озерами, потребовалось бы не менее 50 шлюзов. Президент Томас Джефферсон назвал проект "чуть ли не безумием". Однако водный путь длиною в 360 миль все же был создан. С 1825 года Баффало, Нью-Йорк, Кливленд и Огайо стали процветать.

Примечательно, что ни один из проектировщиков и строителей канала не был профессиональным инженером, вместо этого они были инструкторами по математике, судьями и геодезистами-любителями, которые учились на ходу. Труд был обеспечен за счет увеличения иммиграции, в основном из Ирландии и немецких провинций. Увы, все имеет свой конец. Эри-канал потерял свое значение с развитием железнодорожного транспорта.

Бруклинский мост

Бруклинский мост был задуман Джоном Роблингом, который построил висячие мосты через реку Огайо. Однако проекты в Бруклине и Манхэттене привел к аварии, которая унесла его собственную жизнь. Все задумки гения перешли к его сыну. Вашингтон Роблинг контролировал возведение моста из окна своей квартиры на Манхэттене. Каждый день приходилось решать задачи, которые казались невыполнимыми. Однако Бруклинский мост все же был построен.

Для завершения проекта потребовалось 14 лет. Структура моста представляет собой гибридную подвесно-вантовую систему с нагрузкой пролетов, распределяемых по проводным тросам на башни, а затем на скалы со стороны Бруклина и Манхэттена. В XXI веке этот мост несет на себе шесть полос движения, а также велосипедные и пешеходные дорожки.

Эйфелева башня

Гюстав Эйфель создал культовый символ Парижа, чтобы он служил воротами к Всемирной выставке 1889 года. Вопреки распространенному мнению, Эйфель не проектировал башню, а просто приобрел патентные права на дизайн. Проект был спорным с самого начала. Художники и инженеры жаловались на отсутствие эстетики. Есть такой миф, что французский писатель Ги де Мопассан ел в ресторане под башней, потому что это было единственным местом в Париже, из которого этот ужас не было видно.

Металлоконструкции были доставлены на площадку с предварительно просверленными отверстиями для соединительных болтов, а по мере их установки башня была приведена в надлежащее положение благодаря использованию гидравлических домкратов, установленных рядом с четырьмя ножками конструкции. Краны поднимались по ногам башни, чтобы возводить каждый последующий уровень. Строительство завершили в марте 1889 года. Позже нашлась и идея практического применения - в качестве радиовышки.

Панамский канал

Его строительство началось французами в 1881 году. Закончился же проект только в 1914 году, причем уже американцами. Сложности возникали не только из-за рельефа, но и по причине политических дрязг, неизбежно появляющихся в колониальном мире.

Фактически Панамский канал представляет собой два прохода, соединенных искусственным озером. Специальные механизмы поднимают или опускают корабли на уровень озера или с него, что позволяет судам перемещаться от Атлантики до Тихого океана и наоборот.

Тоннель под Ла-Маншем (Евротоннель)

На протяжении веков Британские острова оставались не связанными с европейским континентом. Попытки построить тоннель для автомобильного движения были начаты и остановлены в середине XX века. Наконец, в конце 1980-х годов были решены все политические и финансовые вопросы: реализация проекта стала реальностью.

Тоннель был построен посредством специальных бурильных машин. При внутренней облицовке применялись чугун и железобетон. Официальное открытие состоялось в 1994 году.

Бурдж-Халифа

Самая высокая инженерная конструкция 2019 года - небоскреб смешанного назначения в Дубае. Создан по трубчатой технологии, позволяющей использовать меньше стали и больше железобетона.

В здании есть два открытых бассейна на 76-м и 43-м этажах, отель на 300 номеров, а также корпоративные офисы и частные квартиры. Для тех, кто желает испытать выносливость, башня предлагает 2909 ступеней, соединяющих первый этаж со 160-м.

Космическая программа "Аполлон"

Она остается одним из самых знаковых достижений в истории человечества. Ни одно другое изобретение не доставляло людей в среду, отличную от их родной планеты, и при этом возвращало бы их назад. В 2003 году Национальная академия инженеров назвала эту программу "величайшим достижением команды инженеров в истории Америки".

Программа "Аполлон" привела к значительным успехам в разработке интегральных схем, а также способствовала более детальному рассмотрению экологических проблем на планете.

Комментарии