Почему ранее церковь настаивала, чтобы актеров хоронили за оградой кладбища

Сегодня артисты воспринимаются как элита общества. Их называют «звездами», за подробностями их жизни внимательно следят, им завидуют и подражают. И очень сложно представить то, что не так уж и давно профессия «актер» была не просто не совсем престижной, она являлась постыдной. Даже в крестьянских семьях то, что кто-то из детей становился артистом, воспринималось как настоящая трагедия. О родственниках, занятых на подмостках, предпочитали не вспоминать, наличие в роду артистов пытались скрыть от окружающих.

Почему же к представителям этой профессии было такое отношение? Вполне возможно, что оно сформировалось из-за того, что актеров нельзя было хоронить на церковном кладбище. Для них место отводили за оградой, по соседству с самоубийцами и иноверцами.

Почему артистов хоронили за оградой? Объяснения историков

Объяснений этой традиции существует не так-то уж и мало, причем далеко не все из них связаны с религией напрямую. Хотя, разумеется, косвенная связь с обычаями и особенностями христианского вероисповедания есть у всех теорий, объясняющих, почему артистам нельзя было упокоиться в пределах церковных кладбищ.

К примеру, большинство историков придерживается версии о том, что люди, участвовавшие в различных представлениях, как театральных, так и балаганных, вели распутный образ жизни и массово злоупотребляли спиртными напитками. Соответственно, и умирали они без покаяния и исповеди, без отпущения грехов. То есть – погибали в пьяных потасовках, замерзали, уснув на улице по пути из питейных заведений, тонули в водоемах. Причем утонуть пьяницы на Руси могли не только в реках, прудах или же в городских каналах, фонтанах, но и в обычных придорожных канавах. Практически все дороги прокладывались с одновременным рытьем канав, в которые стекала дождевая вода. Близ больших сел и в пригородах в этих канавах можно было увидеть купающихся свиней, гусаков и забывшихся сном пьяниц. Многие русские классики, описывая сельские пейзажи русской провинции, об этом упоминали.

Не менее популярна среди историков и версия, рассказывающая о том, что традиция похорон за оградой восходит корнями к язычеству. Как театральные, так и балаганные действа берут свое начало в античных празднествах, посвященных древним богам. Соответственно, первые христиане видели в артистах, в ряженых и в устраиваемых ими представлениях проявление идолопоклонничества. Поэтому и хоронили этих людей подальше от могил своих единоверцев. Традиция укоренилась и распространилась вместе с христианством.

Что говорят церковнослужители?

Священники же не считают, что традиция похорон актеров за оградой имеет отношение к язычеству или же к разгульному образу жизни.

С точки зрения церкви каждому человеку дана одна единственная жизнь. Артисты же, перевоплощаясь на подмостках, фактически «проживают» не одну, а многие жизни. Это не является смертным грехом, конечно же, но и благочестия не добавляет тоже. Однако людям, занимавшимся актерским ремеслом, никогда не был закрыт путь в храм. То есть актеры всегда могли раскаяться и сменить род деятельности, замолить свои грехи и оказаться после смерти на церковном погосте.

Что любопытно, церковь никогда не причисляла шутов к актерам. То есть грешным считалось лишь «проживание» на сцене чужих судеб, перевоплощение в других людей. Те же, кто просто веселил других, например, царские шуты, после смерти оказывались на церковных погостах, и никто не пытался вынести их могилы за ограду.

Комментарии
7
видимо переживают то что им не дано и так как они считают нужным и могут.
а актеров когда то вообще за людей не считали даже за оградой хоронили наряду с собаками и самоубийцами.
Это сейчас изменилось отношение. Но не у библии))
5
Однозначно крематорий.