Портреристка-хулиганка из Генуи: история художницы, придумавшей новый жанр живописи
Софонисба Ангуиссола была художницей из дворянской семьи в Кремоне (север Италии). Она хорошо известна своими картинами о себе и своей семье (она была старшей из семи детей). В 1559 году она стала фрейлиной при дворе королевы Испании Элизабет де Валуа, и продолжала писать свои замечательные полотна при дворе короля Филиппа II вплоть до 1573 года. Интересно, что Софонисба написала, как минимум двенадцать своих автопортретов одновременно в то время, когда этот жанр не был особенно распространенным в среде художников (в следующем столетии Рембрандт станет первым художником, который сделает автопортрет основной частью своего творчества).
Феминистка 16 века
Женщины в эпоху Возрождения в Италии, как правило, не могли стать учениками мастеров (стандартный способ обучения художников в эпоху Возрождения). Женщины-художницы, как правило, происходили из семей, где отец (или иногда брат) был художником. Таким образом, они могли пройти обучение и обойти систему ученичества. Софонисба нетипична в этом отношении - ее отец не был художником. Вместо этого она училась у других художников: Бернардино Кампи, а также у Бернардино Гатти (Ил Соджаро), которые познакомили Ангуиссолу с основами живописи, такими, как важность дезинго (рисование или дизайн).
У нас есть письмо от ее отца от 7 мая 1557 года, в котором он благодарит великого итальянского художника, скульптора и архитектора эпохи Возрождения за благородную и вдумчивую привязанность, которую тот проявил к его дочери Софонисбе, которую он посвятили в самое почетное искусство - живопись. Хотя из этой заметки ясно, что Софонисба познакомилась с известным художником, также было высказано предположение, что она, возможно, даже училась у Микеланджело.
Конечно, известность, которую она приобрела в Италии, помогла ей занять место фрейлины в испанском дворе. Международная известность Софонисбы росла на протяжении всей ее жизни. Позже великий художник в стиле барокко Энтони ван Дейк посетил ее на Сицилии и написал ее портрет. Спустя столетия с феминистским движением 1970-х годов имя и наследие Софонисбы были «заново открыты», и теперь она входит в своеобразный пантеон женщин-художниц наряду с Артемизией.
Знаменитый автопортрет
На автопортрете 1556 года Софонисба изобразила себя пишущей очередную картину, нанося смешанные пигменты на холст, на котором изображены нежно целующиеся Богоматерь и Младенец Христос. Она смотрит на нас, зрителей, как будто мы только что прервали ее в середине работы. Выражение ее лица спокойное и сдержанное. Молоток (обычное приспособление для поддержки руки художника), удерживаемый в ее левой руке, поддерживает ее правую руку, в то время как сама женщина прикасается кистью к холсту.
Святая девственница
Некоторые из других автопортретов Софонисбы, например, где она держит небольшую книгу, отмечены надписями вроде Sophonisba Angusola virgo seipsam fecit 1554 ("девственница Софонисба Ангисиссола сделала это сама в 1554 году"), выдавая желание художницы идентифицировать себя как целомудренную добродетельную женщину. Включение картины Девы Марии и Христа в автопортрет 1556 года еще больше отражает невинность, святость и девственность Софонисбы. В то время как Мария, кормящая грудью, целующаяся или обнимающая Христа в детстве, была обычным предметом этой эпохи, вполне вероятно, что Софонисба включила эту интимную сцену между матерью и сыном, чтобы представить себя добродетельной женщиной, которая отождествляет себя с христианской иконой добродетели - Девой Марией.
Лучшие образчики творчества
Помимо написания автопортретов, Софонисба также рисовала миниатюры и групповые портреты. Многие из них, например, «Шахматы», демонстрируют членов ее семьи. Софонисба не имела доступа к моделям мужского пола, а потому срисовывала свои картины со случайных прохожих.
На картине "Шахматы" изображены три сестры художницы (Люсия, Европа и Минерва), играющие в шахматы - самую элитную и интеллектуальную игру того времени, пока гувернантка пристально смотрит на них. Софонисба имела довольно близкие отношения со своими сестрами, и это можно понять по портрету. Сестра слева, которую считают Люсией, смотрит на зрителя торжествующим взглядом: сразу понятно, что в игре победила именно она. Софонисба демонстрирует свою виртуозность, как художницы, изображая людей на своих полотнах в разных позах. Она также прекрасно продемонстрировала свое мастерство, детально прорисовав различные текстуры в одежде своих сестер, а также в мельчайших деталях изобразив дорогой фламандский ковер под шахматной доской.
На склоне лет
Софонисба продолжала писать портреты на протяжении всей своей жизни, среди которых были и ее собственные автопортреты в преклонном возрасте. Один, датированный 1610 годом (когда художнице было 78 лет), изображает нашу героиню, сидящую на стуле с книгой и листом бумаги. Ее платье ничем не отличается от наряда на ее же автопортрете 1556 года: оно черное, скромное и сдержанное. После смерти художницы в возрасте 93 лет (в 1625 году) ее второй муж, Орацио Ломеллино, написал на могильной плите любимой: «Софонисбе, моей жене, которая отсечены среди самых выдающихся женщин мира - выдающихся в изображении мужчин».
Послесловие
Своим выдающимся примером эта Софонисба из Генуи доказала многим нашим современникам, что европейские женщины прошлого отнюдь не были в угнетенном положении. Они могли быть творцами, вершителями и деятелями наравне с мужчинами, не имея при этом знатного происхождения. А все инсинуации на тему кошмарного положения женщин в Европе времен Ренессанса - не более, чем современная легенда, придуманная феминистками.
Да, знаменитых женщин в то время было куда меньше, чем мужчин. Но это говорит лишь о том, что они были счастливы занимать то положение, которое им определила природа - положение матерей и хранительниц домашнего очага. Те же, кого это не устраивало, могли легко позволить себе заниматься "мужской" профессией - быть художницей, поэтессой или даже уйти в солдаты (подобные случаи хоть и были крайне редки, но все-таки история их зафиксировала). Современный мир дает женщинам куда больше возможностей для самореализации. Но память о Софонисбе дает нам понять, что так, в общем-то, было всегда, ведь почтенное отношение к женщине изначально заложено в европейском культурном коде.