Кого в СССР называли «вешалками» и почему КГБ контролировал их каждый шаг
Если вы смотрели фильм «Стиляги», то знаете, как относились в СССР к модно одетым людям. Да и сам идеал фигуры женщины-труженицы был иным. Ценились крупные формы, мощь, пролетарские высокие скулы. Хрупкие девушки, длинноногие красавицы были чужды советскому обывателю. А если они еще и одевались модно, то смотрелись в толпе, как некие экзотические птицы среди стаи воронья. Эти женщины были объектом насмешек, считались неблагонадежными членами общества.
Но все же такая профессия, как модель, в перечне советских профессий была. Как жилось женщинам, вышагивающим по подиумам, в Стране Советов? Сколько зарабатывали манекенщицы и почему их пасло КГБ? Предлагаю вам это узнать.
Как работали «модные дома» СССР
Советская легкая промышленность, как и другие отрасли индустрии, полностью контролировалась партией. Бюрократичная машина господствовала даже в мире бьюти. Имя талантливого дизайнера замалчивалось. Вместо этого говорилось, что модель разработал коллектив учреждения. Ответственное лицо подавало рисунки в худсовет. Пройдя через многочисленные бюрократичные инстанции, эта модель утверждалась.
Конструкторы выкраивали заверенные ГОСТом формы – всегда 44, 46 и 48 размера, после чего спускали швейным фабрикам разнарядку на изготовление одежды. Но иногда Дом Моды устраивал показы. Девушки числились в штате и должны были просиживать на рабочем месте с 9 до 18, невзирая на то, были ли в этот день примерки или нет. Получали они мизерную зарплату – от 70 до 90 рублей. Журнальная съемка стоила чуть выше – 100 руб., а за показ девушка получала рубль за каждый одетый наряд.
Выглянуть за «железный занавес»
Общество строителей коммунизма крайне негативно относилось к манекенщицам, называя их «вешалками». А вот европейские люди считали их «самым красивым оружием Кремля». Красавицы необычной, славянской внешности были очаровательны даже в том, что придумал «коллектив учреждения» и утвердил ГОСТ.
Но попасть на зарубежный показ мод было необычайно сложно. Достаточно было одного непроверенного доноса, чтобы навсегда остаться невыездной. Девушки проходили собеседование в КГБ, их запугивали, что если они вздумают предать родину, это негативно отразиться на судьбе их близких. Но даже когда манекенщицы и выезжали за рубеж, их «пасли» люди в штатском.
Передвигаться по улицам они могли только группой. Выходить за пределы отеля без разрешения ответственного за них чиновника было строжайше запрещено. А все гонорары шли в государственную казну. Тем не менее, девушки жаждали хоть как-то приобщиться к жизни парижского или лондонского бомонда. Они привозили из-за границы кружевные трусики взамен советских панталон до колен, косметику, парфюмерию.
Профессия и реальные судьбы
Сейчас на моделях женятся богатые мужчины. А вот Никита Михалков выдавал свою жену, манекенщицу Татьяну Соловьеву, за переводчицу и учительницу. Елена Метелкина начала свою карьеру как «вешалка». Но позже режиссеры рассмотрели за «неземной» внешностью и недюжинный актерский талант. Метелкина сыграла инопланетянку Нийю в фильме «Через тернии к звездам», а еще помощницу Алисы в «Гостье из будущего».
Но, конечно, мечтой многих моделей было остаться "загнивать" вместе с Западом. Удалось прорваться за «железный занавес» звезде подиума 60-х Миле Романовской и Галине Миловской. А вот Регина Збарская, произведя фурор за рубежом, несмотря на приглашение Кристиана Диора, вернулась в СССР. И там она, после череды депрессий и нервных срывов, покончила с собой в 1987 году.