"Я был на подводной лодке": рассказы людей, почему весь мир смотрел посадку на Луну, а они нет
20 июля 1969 года двое мужчин приземлились на Луну, а затем вернулись домой, на Землю. Согласно оценкам, 600 миллионов людей по всему миру бросили свои дела, чтобы посмотреть на это в прямом эфире телевидения. В 1969 году было всего три телеканала, и их передачу о посадке на Луне смотрели 93 % американских семей. В Нью-Йорке это число стремилось к 100 %, в Центральном парке собралось около 10 000 для совместного просмотра в прямом эфире.
Величайшее событие
Посадка на Луну «Аполлона-11» и прогулка Нила Армстронга по поверхности спутника – моменты национальной гордости и единства, ради которых американцы приостановили свою жизнь, чтобы стать свидетелями одного из величайших достижений в истории человечества.
Но были такие, кто пропустил это событие. Трое людей поделились своими историями, где рассказали о причинах, согласно которым не смогли посмотреть прямой эфир посадки на Луну.
Ричард Дик Страттон, 87 лет, Атлантик Бич, Флорида
Я пропустил высадку на Луну, потому что находился в лагере для военнопленных во Вьетнаме. Не уверен, где именно я был, но предполагаю, что в тюрьме в Ханое. Мы называли ее "Плантацией". Я был в камере с двумя людьми без календаря и часов. Нас заставляли слушать пропагандистское радио, подвергали допросам, пыткам, политическим идеологиям с утра до ночи.
В военно-морской флот я попал в 1955 году в качестве курсанта авиации после окончания университета в Джорджтауне. В плен меня взяли 12 лет спустя. Это был несчастный случай: мои ракеты дали сбой и взорвались перед моим самолетом. Мне пришлось катапультироваться. Я приземлился на единственном дереве, за домом. Крестьяне сняли меня оттуда и передали северянам, которые отправили меня в тюрьму в Ханое.
Я был военнопленным в течение 2251 дня. Нашими единственными источниками информации были американские летчики-истребители, которых недавно взяли в плен.
Я понятия не имел, что «Аполлон-11» высадился на Луну. Охранники никогда не сообщали о позитивных новостях из США. Впервые я об этом узнал от Ханны Ханой – вещателя вьетнамского радио, которая вскользь упомянула об этом. Мы были в восторге, переговаривались друг с другом на эту тему с помощью специального алфавита и языка жестов.
Я удивлен, потому что думал, что «Аполлон-11» - простая политическая уловка.
В 1964 году мне дали задание, где мы должны были решить, стоит ли США отправляться на Луну. Я считал, что нельзя рисковать человеческими жизнями. Я вел войну, получил несколько ранений. Конечно, были большие сомнения насчет этой миссии. Даже сейчас никто толком не может сказать, к чему «Аполлон-11» высадили на спутнике.
Синтия МакГрегор, 75 лет, Палм-Спрингс, Флорида
Я пропустила это событие, потому что не была в нем заинтересована. Я жила в Нью-Йорке с моим мужем и годовалой дочерью. Мне было известно о миссии «Аполлон-11» из ежедневных газет, но на меня это не производило никакого впечатления. Собираетесь на Луну? Ради бога.
Я знала, что это произойдет 16 июля, но не собиралась смотреть. Может быть, потому, что мне нравится воспринимать мир на слух, а не зрением. Однажды, когда я была замужем, мне пришлось заполнять анкету. В ней был вопрос о цвете глаз моего мужа. Я смогла вспомнить, что у него карие глаза, потому что он сам мне об этом говорил, а не потому что я в них смотрела.
Посадка на Луне совершилась 20 июля. Не помню, знала ли, что там происходит. Мне было все равно, что за этим следит весь мир. Я не иду за толпой.
Роберт Берлинер, 74 года, Чикаго
Я пропустил приземление на Луну, потому что находился на подводной лодке. В 1967 году я окончил Гарвард и вскоре поступил в школу для офицеров. Продолжалась война во Вьетнаме, и я решил стать добровольцем, вместо того чтобы пойти в армию. Это был мудрый выбор.
Мой первый подводный патруль отправился в конце июня в 1969 году из Чарльстона. Когда вы находитесь на подводной лодке, то постоянно под водой. Иногда мы вплывали на поверхность в навигационных целях, но очень редко. Мы прицепили радиоантенну, чтобы у нас была связь. Нам разрешалось получать несколько коротких сообщений от семьи. Также нам присылали отчеты военных.
Помню, как я узнал, что наши отправили на Луну человека и подумал: «Круто». Астронавты – военные, вроде нас. Хотя я не уверен, как я узнал об этом. Может, прочитал, или капитан рассказал.
Да, полет на Луну – важный культурный и научный момент. Но где же следующий шаг? Наша космическая программа не продвинулась дальше. Пока я не увижу их дальнейший прогресс, высадка на спутнике для меня будет ничем не примечательным событием.