Дочь императрицы и сестра Пугачева: кем на самом деле была загадочная княжна Тараканова
Самозванцами на Руси никого не удивишь. Один из них - Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) - добился своей цели и был помазан на царство. Правда, поцарствовать удалось недолго, а конец был печален. Все самозванцы были игрушками в руках влиятельных особ или политических группировок. Их участь трагична. Не удалось ее избежать самой таинственной из них - княжне Таракановой.
Дочь императрицы Елизаветы
В историю она вошла как княжна Тараканова, известная в Европе как принцесса Елизавета Волдомир. У нее было еще много других имен. Княжной Таракановой ее назвали только через 20 лет после смерти. Достоверно о ней известны только место и дата кончины.
Она утверждала, что родилась в 1753 году, что матерью ее была императрица Елизавета Петровна, а отцом - граф А. Разумовский, тайный муж царицы. По завещанию, якобы оставленному Елизаветой, ее малолетняя дочь Лиза должна была занять престол, а племянник Петр III, внук Петра I, должен был стать регентом при ней.
Он же по научению своей жены решил сам стать царем. После того как добился цели, был убит заговорщиками под руководством Екатерины II, которая узурпировала власть.
По словам Таракановой, она являлась сводной сестрой Пугачева, который был якобы сыном А. Разумовского. Только по этой высказанной глупости можно было сразу же понять, что эта женщина - аферистка, бросившая вызов Екатерине II.
Самозванку не принимали всерьез западные политики, но она была вхожа в дома высокопоставленных сановников, знатных вельмож. Ей одалживали большие суммы.
Екатерина II была умным и тонким политиком и понимала, в чем здесь кроется опасность. Она знала историю, помня, что Лжедмитрия I посадили на русский трон поляки и продажные бояре. У нее не было иллюзий насчет вдруг появившейся дочери императрицы Елизаветы.
Почему княгиня Волдомир?
Сегодня трудно предположить, откуда у молодой красавицы, с успехом покоряющей европейские аристократические салоны, появилась идея фикс – замахнуться на трон Российской империи, назвавшись принцессой Волдомир, то есть княжной Владимирской.
Конечно, в XII веке великие Владимирские князья были правителями Русского государства, но ведь это было 600 лет назад. Видно, тот, по чьему указу появилось это имя, плохо знал историю и текущую обстановку в России.
Польский след
В середине XVIII века в Русском государстве были две серьезные проблемы. Их можно назвать вечными. Они то затихали, то обнажались с новой силой. Это Польша и Турция, войны с которыми возникали довольно часто.
В 1768 году Екатерина II сажает на польский престол своего фаворита С. Понятовского. Его противники тут же объединяются в Барскую конфедерацию, поднявшую вооруженный мятеж. Война с Турцией так же была спровоцирована ими.
Через четыре года конфедераты были разбиты, турки перестали проявлять активные действия. В это время в России вспыхивает Пугачевское восстание, которое вселило в противников Екатерины призрачные надежды. Именно в это время в Европе появляется принцесса Волдомир, которая объявляет себя наследницей русского престола.
Она с готовностью дает полякам обещания вернуть земли Речи Посполитой, отошедшие к Австрии, Пруссии и России, а также в случае ее поддержки даровать полное освобождение от русского влияния. За ее спиной маячит фигура князя Радзивилла, одного из богатейших и влиятельных вельмож Речи Посполитой, потерявшего большую часть своих земель.
Кем же была на самом деле княжна Тараканова
По утверждению ряда историков, она была дочерью не то нюрнбергского булочника, не то трактирщика из Праги, не то еврея из Польши. У нее было много имен и не меньше различных титулов, которые она придумывала себе сама.
Внешне привлекательная и знавшая несколько европейских языков, она легко кружила голову знатным вельможам, опустошая их кошельки. Она сходила за особу из высшего общества, поэтому двери самых богатых домов Европы были для нее открыты.
Тараканова и Орлов
Россия заключает с Турцией договор о мире, и все силы кидает на борьбу с Пугачевым. Интерес к княжне Волдомир падает, что резко сокращает денежный поток. В порту Ливорно встала на якоря русская эскадра под командованием А. Орлова, брата бывшего фаворита императрицы Григория Орлова.
Княжна Елизавета Владимирская, так она теперь себя называла, тут же прислала ему свой манифест, в котором предлагала оказать ей всяческую поддержку и обещала милости после победы.
Орлов расценил это как склонение русского флота к измене. Обо всем было доложено императрице, потребовавшей доставить самозванку в Россию.
Алексей Орлов разыграл перед княжной Таракановой влюбленного, готового на все ради нее. Заверил самозванку в преданности ей русского флота и пригласил на флагманский корабль. Как только Тараканова со своей свитой вступила на борт, ее арестовали и морем доставили в Петербург, где заключили в Петропавловскую крепость.
Ее участь печальна. Заключение, где в сырости обострилась застарелая чахотка, и бесконечные допросы с целью установления ее подлинной личности и имен тех, кто стоял за нею, подкосили здоровье.
Она твердила, что родилась и провела детство во дворце, но настоящего имени не назвала, даже на исповеди перед смертью. Может быть, потому, что не знала.