Хозяйка приюта и подруга Чарли Чаплина: какие секреты хранила Анна Павлова
Мир принимал Анну Павлову не только как часть знаменитых Русских сезонов Дягилева. Знаменитая танцовщица со своей труппой познакомила с классическим балетом самые отдаленные уголки земного шара: Бирму, Японию, Китай, Филиппины, Египет. Всю жизнь своим талантом она доказывала, что у любви к искусству нет границ.
В память о великой балерине мы решили рассказать о ее секретах и поделиться высказываниями Анны Павловой.
Детство и балет
Русская артистка балета родилась в Петербурге. Она была дочерью... отставного солдата Матвея Павлова или московского банкира Лазаря Полякова? Правду о собственном происхождении знала только сама Анна Павлова. Даже в написанной автобиографии она говорила не о том, что родилась в дачном поселке Лигово, где у семьи был деревянный дом, а о самом главном в жизни - балете.
Первое мое воспоминание - маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу». С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» - с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает Спящую красавицу». Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь…
Анна словно проснулась после просмотра постановки Петипа "Спящая красавица". Мягкая и застенчивая от природы девочка вдруг высказала свое первое твердое решение - всю свою жизнь посвятить танцу.
Можно только догадываться, сколько таких же девочек пришли домой со словами "Когда вырасту, буду танцевать, как Аврора", но только одна из них сдержит свое слово.
Малокровие, сгорбленная спина и слабое здоровье. Никто из педагогов Императорского училища не мог и предположить, что такой "хрупкий цветок" сможет выжить в суровой школе русского балета. Комиссия зачислила Павлову, и у педагогов она стала одной из любимых учениц.
Туфли русской балерины
Подобрать обычную обувь для Анны Матвеевны было сложно. Поэтому в каждую поездку ее сопровождал чемодан, где хранилось 36 пар обуви, который периодически пополнялся новыми моделями. Старые балерина раздавала.
С этой же проблемой Павлова столкнулась и в балете. Танцевальную обувь она заказывала у итальянского мастера по имени Ромео Николини. К каждой балетной паре она относилась с особой внимательностью, ведь от их удобства и качества зависело ее выступление и то, насколько удастся сделать разные пируэты. Не каждая обувь проходила контроль Павловой, поэтому туфли нередко приходилось переделывать. Ромео Николини считал честью изготавливать для Анны Матвеевны обувь, но однажды признался, что будь у него в заказчиках две такие Павловы, то он бы погиб.
Даже балерина, имеющая успех, не может позволить себе лениться. Чтобы сохранить технику, она должна ежедневно упражняться, как пианист должен играть гаммы и экзерсисы.
Наверняка вы удивитесь, но в те годы балетных пуантов еще не существовало. Техника танцев была намного проще, нежели сейчас. Поэтому форма туфель была приближена к бальным, но без каблука. Балетная модель туфель была изящней и мягче. Но это не значит, что балеринам того времени приходилось танцевать на цыпочках. Они учились сохранять равновесие и как бы зависать на кончиках пальцев. Поэтому носки балетной пары обуви для большей устойчивости часто прошивали.
Русские сезоны Дягилева
Многие ошибочно полагают, что именно Сергей Павлович открыл Анну миру. Это не так. Еще за год до возникновения Русских сезонов балерина уже побывала на гастролях в Германии, Дании и Швеции. Более того, именно по ее предложению Дягилев добавил в программу оперных спектаклей Русских сезонов балетные постановки.
Преследовать безостановочно одну и ту же цель – в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству.
До этого момента импресарио был в сомнениях и считал, что французам не понравится русское балетное искусство. Но с легкой руки Анны балет стал неотъемлемой частью Русских сезонов. Кроме того, участие Павловой в гастрольном туре в контракте оговаривалось в гастрольном пункте.
После первого участия в Сезонах в Париже Анна Матвеевна вместе с другими танцовщиками, в числе которых Нижинский, Григорьев и Фокин, удостоилась степени командора Ордена Академических пальм.
Существует несколько версий, почему Павлова покинула труппу Дягилева. Но на прощанье она согласилась исполнить роль Жизель в одноименной постановке во время гастролей в Лондоне.
Английская публика необычайно мила и необычайно восприимчива… Я чувствую, что мы с английской публикой понимаем друг друга.
Павлова и Чаплин
Сэр Чарльз Спенсер был большим поклонником русской балерины. Однажды американский актер сказал:
«Мы похожи с вами, Анна! Я - бродяга, Вы - сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
Чаплин познакомился с Павловой на банкете, который специально был устроен в честь танцовщицы. Обращаясь к Анне, он отметил, что английский язык не сможет передать всех испытываемых им чувств и выразить величие ее таланта. Поэтому дальнейшую беседу он намерен вести на китайском языке. С этими словами Чарли Чаплин стал имитировать китайскую речь, да так увлекся, что, забывшись, поцеловал руку Павловой.
С того момента и завязалась их дружба. Позже американский актер консультировал балерину во время записи ее номеров на кинопленку.
Благотворительность
Во время Первой мировой войны, куда бы ни приезжала Анна, везде устраивались спектакли и постановки в пользу Красного Креста. С окончанием войны благотворительность балерины продолжилась. Например, всю выручку от концерта в "Метрополитен-опере" Павлова отослала в виде посылок с продуктами в Петербургское и Московское училища. Позже Анна стала посылать в Россию деньги, чтобы их раздали более нуждающимся артистам.
Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы.
Будучи в Париже, она приняла решение устроить для русских детей, по разным причинам оставшимся сиротами, приют. Позже в Сен-Клу был организован женский приют. С тех пор большая часть выручки от концертной деятельности расходовалась на нужды этой организации.
Как истинная хозяйка приюта, Павлова была озабочена не только предоставлением крова. Все девочки получали образование либо в русских гимназиях, либо в местных колледжах. Кроме того, после выхода из приюта у каждой была работа. В этом вопросе Павлова предоставляла полную свободу выбора специальности.
Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству.
"Приготовьте мой костюм Лебедя", - если верить легенде, это были последние слова балерины. Анна Павлова скончалась в Гааге, хотя мечтала вернуться на родину и жить "где-нибудь в России"...