"Киев бомбили, нам объявили, что началася война": история одного стихотворения

Ставшие песней строки про 22 июня навсегда впечатались в память миллионов людей: "Киев бомбили, нам объявили, что началася война". Вот только автора пронзительных стихов редко вспоминали, считая произведение исключительно народным творчеством.

История создания

Первые строки стихотворения написал Борис Ковынев в первый же день войны. Находившегося в Киеве поэта потрясло внезапное нападение Германии и последствия первых бомбардировок. Впечатление было настолько сильным, что рифмы словно сами полились на бумагу.

И в тот же день «22 июня» опубликовали в газете Юго-Западного фронта. Совсем юное художественное произведение тогда не было широко известным, но быстро разошлось по тетрадям и блокнотам фронтовиков, а затем – по всей армии, по всей стране.

Авторство под вопросом

Хотя стихотворение набирало известность, сам автор не придавал этой популярности особого значения. Да и не до того было в военное время. Однако когда Ковынев в 1943 году пришел к редактору альманаха «Поэзия», ему отказали в авторском праве на собственное произведение.

Даже несмотря на вырезку из фронтовой газеты с самой первой версией и подписью Ковынева, редактор сообщил, что стихотворение уже давно стало народным, а его авторство числится за «неизвестным поэтом». Возможно, из-за этого бюрократического упорства истинный автор так долго оставался неизвестным большинству граждан.

Народная песня

В самом деле «Двадцать второго июня» быстро обрела всенародную популярность: ее исполняли на фронте и в тылу, переписывали, дополняли новыми куплетами. Музыкой же служил вальс «Синий платочек», созданный композитором Ежи Петерсбурским.

Поэтому, если вдруг кому-то мелодия песни «Синий платочек» казалась похожей: это не случайность. Просто стихи о войне удачно легли на музыку другого легендарного произведения военных лет.

Судьба автора

Это может показаться удивительным на фоне истории с отказом в авторстве, но до войны Борис Ковынев – один из известнейших поэтов Советского Союза. Одно время Максим Горький рекомендовал его стихи к печати!

А вот после войны Ковынев ушел в тень: хотя «Авиамарш» и «22 июня» продолжали петь по всей стране, имя автора в большинстве случаев оставалось неизвестным. Лишь в конце XX века исследователи стряхнули пыль с архивных записей и явили миру правду.

Память поколений

Пусть при жизни Ковынев не получил должного признания за одно из самых известных в СССР произведений, его вклад в поэзию и в историю Великой Отечественной войны невозможно переоценить.

«Двадцать второго июня» – больше, чем песня. Она стала символом трагедии и героизма, вечной памятью тех, кто ценой жизни отстоял мирное небо и будущие поколения. Вот почему имя Бориса Ковынева стоит помнить каждому, кто помнит и чтит историю Родины.

Комментарии