От искреннего порыва к маркетинговой схеме: почему основательница Дня матери пыталась добиться отмены этого праздника
Люди любят праздники. Это время, когда можно отдохнуть от забот, собраться вместе за столом, обменяться поздравлениями и подарками. Некоторые праздники имеют глубокие корни. Но времена меняются, и некоторые праздники, пришедшие еще из языческих времен, утратили свое символическое значение, зато приобрели значение коммерческое.
День матери: как все начиналось
Корни Дня матери уходят глубоко в прошлое. Древние римляне и греки прославляли мать богов титаниду Рею. В 16 веке в Англии праздновали Материнское Воскресенье в четвертое воскресенье Великого Поста. В Америке традиция праздновать День матери появилась в 1908 году, когда американка Анна Джарвис обратилась к властям с инициативой учредить специальный день для поздравления всех мам в Америке.
Не имея собственных детей, Анна считала материнский труд бесценным, потому что была очень близка с собственной матерью. В церкви, где состоялась служба в честь ее покойной матери Энн Ривз Джарвис, Анна произнесла проникновенную речь о самом близком человеке в жизни. Интерес общественности к Анне и ее делу быстро распространился по всей стране. Ее инициативу поддержали, и через шесть лет президентом Вудро Вильсоном был учрежден официальный День матери.
Что-то пошло не так
Но основательница нового праздника почти сразу в нем разочаровалась. Она надеялась, что этот день станет символом почитания материнства и поводом собраться всей семье, чтобы скромно, но с достоинством поздравить матерей, но боги коммерции распорядились иначе.
Предприниматели сразу увидели в новом празднике возможность заработать. Флористы тоннами продавали белые цветы - символ праздника, а гигант печатной индустрии Hallmark стал выпускать очаровательные открытки к этому дню.
В ярости Анна Джарвис писала, что открытка значит только то, что человек слишком ленив, чтобы лично сказать самому дорогому человеку теплые слова. Она боролась против коммерциализации праздника, которому сама стала основательницей. Иногда ее протесты расценивались, как нарушение общественного порядка, и ее арестовывали.
Чем все закончилось?
Проиграв в борьбе с коммерческой машиной, Анна попыталась изменить общественное мнение, написав петицию за отмену праздника, но проблемную активистку поместили в психиатрическое учреждение. Директор музея Анны Джарвис говорит, что именно представители цветочного и открыточного бизнеса платили за то, чтобы Анна оставалась в лечебнице.
Анна Джарвис умерла в лечебнице в возрасте 84 лет, полуслепой, одинокой и практически без гроша в кармане. Праздник, за и против которого она так боролась, жив до сих пор.