Смогут ли беспилотные фуры восполнить дефицит водителей грузового автотранспорта

Кризис в сфере грузоперевозок нарастает, словно снежный ком. Нехватка водителей – хроническая головная боль для логистических компаний. Стареющий автопарк, изматывающий труд, сезонные колебания – все это играет против отрасли. И вот на горизонте появились беспилотные грузовики, которые готовы спасти ситуацию.

Но действительно ли они станут панацеей? Или это лишь красивая, но пока что недостижимая мечта?

Дефицит дальнобойщиков

"Деньги – кровь экономики, а логистика – ее мускулы", – отметил один из экспертов. К сожалению, эти "мускулы" с каждым годом действительно дряхлеют: средний возраст грузовиков зашкаливает за 20 лет, а количество водителей неумолимо сокращается. И если раньше дефицит ощущался в основном зимой, то теперь нехватка кадров стала всесезонной проблемой. Высокие требования к работе в сложных погодных условиях, отсутствие достойной зарплаты и растущее количество альтернативных предложений от других отраслей, таких как сельское хозяйство, усугубляют ситуацию.

Летом водители уходят в отпуск, мотивируя это необходимостью "отдохнуть с семьей". А на деле многие уезжают работать по более выгодным договорам, например на уборочные кампании, где ставки вдвое выше. Эксперты говорят, что к 2028 году нехватка водителей достигнет астрономических 800 тысяч человек. Это колоссальная цифра, которая грозит парализовать работу всей логистической цепочки.

Идея с беспилотными фурами

Именно в этот момент в фокусе внимания оказываются современные технологии, которые могут стать для нас спасением. Идея с беспилотными фурами витала в воздухе давно, но, как показывают реалии, "волшебной таблетки" пока не существует. Даже если завтра автопроизводители выкатят тысячу беспилотников, это будет лишь каплей в море по сравнению с потребностями рынка.

В ближайшие годы, как признают сами специалисты, полностью заменить водителей-людей не получится.

Пробный запуск

И вот, кажется, мы увидели проблеск надежды. 14 июня 2023 года – день, который может стать переломным в истории российского автомобилестроения. В этом эксперименте участвовали четыре полностью автономных КамАЗа, которые отправились в свой первый рейс по трассе М-11 из Санкт-Петербурга в Москву, везя на борту не воздух, а грузы. Конечно, пока в кабинах все еще находятся водители, контролирующие ситуацию и готовые в случае непредвиденной ситуации взять управление на себя. Но уже в 2025 году планируется запустить беспилотные грузовики без присутствия человека за рулем, а это значит, что технологический прогресс не стоит на месте.

Уникальное событие, без преувеличения, не имеет аналогов в мире. До этого момента беспилотные грузовики работали только на закрытых территориях, и вот они вышли на открытые дороги. Разработчики надеются, что полностью автономные поездки станут возможны уже к 2025 году в результате интеграции специальной инфраструктуры.

Однако, несмотря на все обещания и планы, следует помнить, что речь идет о пробных запусках. До конца этого года планируется совершить 2,5 тысячи рейсов беспилотниками, а к 2025 году – уже 11 тысяч. Будет расти и количество самих машин – от пятидесяти до сотни. Конечно, это лишь малая часть от общего числа транспортных средств, но первые шаги уже сделаны.

Роботы против людей

Однако многие эксперты настроены довольно скептически. "Это отличная идея, но в ближайшие 5 лет она не решит кадровую проблему", – замечает Вадим Филатов, президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков. Неудивительно, что новость о беспилотных фурах вызывает опасения и у водителей-дальнобойщиков. И они вполне обоснованны.

Беспилотники, по сути, способны решить сразу несколько проблем отрасли:

  • Они могут работать круглосуточно, без перерывов на отдых, что повышает эффективность.
  • Беспилотники могут заменить людей в тяжелых условиях, например на вредных производствах или в регионах Крайнего Севера.
  • И конечно же, они способны закрыть кадровый дефицит.

Но значит ли это, что профессия дальнобойщика обречена? Вряд ли. Беспилотники, безусловно, повлияют на рынок труда, но полностью заменить людей они не смогут, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет.

Без человека никак

Рынок грузоперевозок огромен и постоянно растет. Не везде, да и не всегда автопилоты смогут справиться с поставленными задачами. Объем рынка грузоперевозок продолжает расти, и многие маршруты по-прежнему требуют человеческого участия – от городских улиц до мест со сложными погодными условиями. Далеко не везде автопилоты смогут справиться с задачами, которые сегодня выполняют водители. Даже в 2025 году, когда планируется запуск полностью автономных рейсов, человеческий фактор останется важным элементом логистики.

И кто знает, может быть, в будущем профессия дальнобойщика станет еще более уважаемой и востребованной, ведь она будет требовать не только навыков вождения, но и умений, которые только человек может привнести в эту сферу.

Обязательное изменение логистики

К тому же не стоит забывать, что беспилотные технологии – это не только простая замена водителей, но и изменение всей логистической цепочки, включая инфраструктуру и бизнес-модели компаний. Например, сейчас идет активная работа по адаптации трассы М-11 под нужды беспилотного транспорта, что включает в себя и строительство новых объездных путей.

Будущее за технологиями, но не без участия людей

Так смогут ли беспилотные фуры восполнить дефицит водителей? Ответ, как это часто бывает, неоднозначен. Да, беспилотные технологии – это будущее грузоперевозок, и они способны решить ряд насущных проблем отрасли. Но, по крайней мере, в ближайшие годы они не смогут полностью заменить людей. Скорее, они создадут новые рабочие места, где нужны будут не столько водители-дальнобойщики, сколько операторы, инженеры и специалисты по обслуживанию беспилотной техники.

Поэтому нужно не бояться технологического прогресса, а адаптироваться к нему. И тогда, возможно, мы увидим не только беспилотные фуры на дорогах, но и совершенно новую, более эффективную и безопасную систему грузоперевозок. Сегодняшние успехи в области беспилотного транспорта – это лишь первый шаг на пути к трансформации всего сектора.

Но одно можно сказать точно: будущее логистики за беспилотными фурами, и это будущее уже началось.

Комментарии
В России даже с водителем ездить не возможно, потому их ине хватает. Дороги не чистят, как ваш робот поедет?