Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли
11 ноября культурный мир отмечал день памяти великого русского классика, Федора Достоевского. Предлагаем узнать о том, как лучше всего познакомить детей с его творчеством – уникальным, многогранным, цепляющим за живое. Но не будем притворяться – порой сложным, непонятным, вызывающим у юных читателей скуку.
Особенности восприятия
Многие бывшие школьники отмечали, что в рамках общеобразовательного курса «Преступление и наказание», «Идиот» или «Бедные люди» дались им крайне неохотно, тяжело. Попытка одолеть очередную главу считалась едва ли не великим подвигом. Однако те, кто в зрелом возрасте возвращался к трудам классика, отмечали и удивительную гармонию его слога, и четко прорисованные образы, начинали задумываться о тех проблемах, которые он поднимает. Неужели получается так, что изучение Достоевского в средней школе стоит отменить в силу возраста? Но в таком случае велика вероятность, что взрослые люди так никогда и не прочтут его великих романов.
Краткий обзор позиций
Рассмотрим, какие подходы выделяются в педагогической науке. Методист Роман Дощинский из Московского центра качества образования уверен, что знакомство с миром классика стоит начать гораздо раньше, чем приступать к его главному произведению в рамках школьного курса – «Преступлению и наказанию». Так, для ребенка 5-6 класса рассказ «Мальчик у Христа на елке» вполне понятен, поддается осознанию. А эпизод «Мальчики» из «Братьев Карамазовых» способен вызвать интерес у семиклассников. Если в 8-9 классах познакомить школьников с «Бедными людьми» или «Белыми ночами», то при работе с главным произведением Федора Михайловича удовольствия и интереса будет гораздо больше, чем сложностей и противоречий.
Антон Скулачев и Ольга Вахитова, учителя словесности, уверены, что нередко педагоги сами становятся причиной того, что «Преступление и наказание» не находит в душе школьников должного отклика. Стараясь успевать за программой, учителя несутся «галопом по Европам», не давая детям возможности проникнуть во внутренний мир великого классика. Педагоги рекомендуют школьникам обязательно задавать вопросы, а учителям – находить время для ответа на каждый из них, только в этом случае десятиклассник сможет пропустить через себя знаменитое сострадание Достоевского, понять, что оно собой представляет.
Достоевский как педагог
Этот классик писал для взрослых, думающих людей, однако судьбы детей очень его волновали. Именно поэтому особенности преподавания его творчества можно найти в самих произведениях Достоевского. Например, о том, как построить отношения ученика и учителя, написано в повести «Неточка Незванова», с которой вполне можно познакомить учащихся средней школы. Сирота Неточка, оказавшись в доме Александры Михайловны, становится для последней не просто ученицей, но настоящим членом семьи, близким человеком. Добрая женщина с жаром принимается за обучение сироты, однако отходит от традиционных канонов, выстраивает отношения на равных, старается не использовать скучной сухой дидактики. Именно такой подход стоит использовать при знакомстве с Достоевским.
Велик риск того, что дети, стараясь ответить «правильно» на любой вопрос педагога про классика, просто не заменят всей прелести его художественного слога, мастерства в прорисовке характеров и жизненных трагедий каждого из них.
Дифференцированный подход
Каждый ученик имеет свое представление о мире классической литературы, что следует учитывать при знакомстве с Достоевским. Для одних точкой входа в его художественный мир может стать гнетущая атмосфера Петербурга, окрашенного в нездоровые желтые тона. Для других – трагедия Мармеладова. Для третьих – конфликт, расколовший душу Раскольникова на две части.
Классик затрагивает в своих произведениях очень важные для каждого темы, заставляет читателя искать ответ на вопросы в себе. Достаточно часто собственную внутреннюю трансформацию вдумчивый читатель сможет замечать от страницы к странице.
Именно поэтому учителю, который хочет помочь ребенку погрузиться в художественный мир классика, не стоит нарушать этой рефлексии. Следует отвечать на все возникающие в процессе чтения вопросы, предлагать выполнение творческих заданий, которые позволят посмотреть на поступки и мотивацию героев с иной стороны. Умение воспринимать и анализировать художественный текст у всех разное, поэтому имеет смысл давать ребятам задания различных уровней сложности.
Некоторые методы
Чтобы ученики средней и старшей школы смогли насладиться художественным мастерством классика, следует использовать различные методы. Например, при работе с романами Достоевского методисты рекомендуют проводить анализ художественной детали и портрета – через эти элементы текста очень многие идеи писателя становятся более наглядными. Федор Михайлович активно использовал говорящие фамилии и места действия, для создания характеристики ключевых персонажей обращался к интерьерным особенностям. Чем больше подобных особенностей ребенок сможет выделить в тексте самостоятельно, тем более интересным и полезным в итоге покажется ему роман.
Конечно, мир Достоевского сложен и многогранен, порой за пространными рассуждениями классика даже взрослый, «подготовленный» читатель теряет мысль. Однако если помочь ученику средней школы постепенно познакомиться с особенностями творчества, романы классика будут казаться увлекательными, познавательными, глубокими.