Коран и Библия: сходство книг больше, чем принято думать
Хотя многим людям кажется, что Коран - это совершенно иная книга в сравнении с Библией, христианство и ислам имеют много общего, начиная от насилия над теми, кто не разделяет принятые взгляды, до преподнесения образа Иисуса Христа. Разберемся подробнее.
Общего больше, чем кажется
Согласно распространенному мнению, хотя мусульмане, христиане и евреи технически верят в одного и того же Бога, их религии абсолютно разные. Однако сходств между Библией и Кораном очень много. Закономерно возникает предположение, что ислам, иудаизм и христианство скорее являются разными интерпретациями одного и того же вероучения, а не радикально противоположными регилиями.
История Корана началась предположительно в 610 году, когда ангел Гавриил появился перед Мухаммедом в пещере рядом с Меккой и произнес первые строки Корана.
Ангел Гавриил является также важным персонажем иудаизма: именно он предстал перед пророком Даниилом. А в Новом Завете он принес Захарии весть о скором рождении у него сына, будущего Иоанна Крестителя.
В Коране много и других персонажей древнееврейской Библии: Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид и Голиаф, Мария и другие, включая Иисуса. А среди иудейских преданий, встречающихся в Коране, можно назвать сотворение людей, освобождение Моисеем евреев в Египте, Всемирный потоп, жертвоприношение Авраама, жизнь и смерть Христа.
Сам пророк Мухаммед не мог прочитать эти истории: исламская традиция гласит, что он был неграмотен. Но он слышал их от путешествующих евреев, которые добавляли к ним изрядную долю фольклора. А затем он и сам пересказывал их на собственный лад с некоторыми изменениями.
Иисус
Измененные предания о Христе основаны в исламе частично на апокрифах, а частично на интерпретациях Мухаммеда.
Например, согласно Корану, Иисус мог вдыхать жизнь в глиняных птиц, а делать пророчества начал еще в колыбели. Однако этическое учение Христа, его притчи и прижизненные чудеса (например, исцеление больных и воскрешение мертвых), составляющие значимую часть Нового Завета, в Коране не появляются.
Если в христианском учении Иисус – это сын божий, то в исламской традиции он – святой пророк и посланник Аллаха, спасшего его от распятия.
Сатана
В Ветхом Завете бог создал Адама из праха, вдохнул в него жизнь и оставил его вместе с подругой Евой в райском саду. Коран не отрицает акта создания первых людей, но утверждает, что Господь, сотворяя их, проинформировал ангелов о своем намерении сделать Адама «своим наместником на земле».
Ангелы, однако, воспротивились намерению создать человека, так как верили, что люди станут творить насилие. Кстати, подобный мотив появляется и у иудеев.
В мусульманской традиции Бог затем повелел ангелом пасть ниц перед Адамом, чтобы восславить господне творение и проявить таким образом уважение к его воле. Все ангелы так и сделали – кроме Шайтана, джинна, который не пожелал подчиниться, так как считал Адама ниже себя. Шайтан (мусульманский эквивалент Сатаны) поклялся увести людей с тропы добра. За это он был изгнан из рая.
В христианстве, как известно, взбунтовавшийся против Бога был одним из ангелов, Люцифером. Но в понимании Мухаммеда ангелы – слишком возвышенные существа, чтобы выступить против Бога, поэтому Сатана оказался джинном – существом из арабского фольклора, которое умеет быть и добрым, и злым.
Насилие по отношению к неверующим
Коран и Библия делят не только общие предания и персонажей, но и отличаются жестким, подчас насильственным отношением к тем, кто не разделяет религиозных воззрений. В доказательство этого двое датских комедиантов провели такой эксперимент. Они цитировали случайным прохожим на улицах строчки из Ветхого и Нового Завета, заявив, что это строки из Корана. Каково же было изумление людей, когда им позже объяснили: эти отрывки вовсе не из мусульманских текстов, а из христианского учения.
В действительности, и в еврейской Библии, и в Коране проповедуется насилие в защиту религиозного сообщества. Еврейские тексты повелевают с оружием в руках основать и отстоять еврейское сообщество в Израиле, но затем командуют позволить неевреем жить мирно в Израиле. По такому же пути идет и Коран, сначала веля основать исламское государство, а затем ограничить агрессию до преследования только тех людей, которые нарушают соглашения и угрожают мусульманам.
Как известно, Новый Завет пошел по пути ненасилия. Иисус проповедовал мир и любовь к своим врагам, даже когда под угрозой находится религиозное сообщество. К сожалению, многие последователи Христа первые же пренебрегают его учением.
Мария и отношение к женщинам
Древнееврейская Библия упоминает 133 женщины по имени на приблизительно одной тысяче страниц. Новый Завет упоминает 33 на трехстах страницах. А Коран? Одно-единственное имя на 500 страниц – Мария, мать Иисуса.
Женщины в исламе играют значительно меньшую роль, чем в Ветхом или Новом Завете. К примеру, в еврейской Библии несколько женщин напрямую обращались к Господу: Ева, Сара, Ревекка, Анна, Девора. В Новом Завете несколько женщин упоминаются в связи с близким знакомством со Христом, а еще некоторые описаны как лидеры и пророчицы в раннем христианстве. Но Коран изображает Марию единственной женщиной, говорившей с божественными посланниками: это момент благовещения, когда Гавриил сообщает ей о предстоящем рождении Сына Божьего.
Каин и Авель
В Библии Каин убивает своего брата Авеля, после того как Бог принял жертвоприношение последнего. В Коране этот сюжет воспроизводится практически идентично, но урок из него извлечен следующий: «Мы унаследовали от детей Израиля, что если кто убьет одного человека, то это все равно, что он убьет человечество, а спасая жизнь одного, он спасает человечество».
В то же время в иудейском тексте Мишна, опережающем Коран на несколько столетий, мы находим практически такие же строки, отсылающие к истории Каина и Авеля.
Содом и Гоморра
В библейских текстах рассказывается, что Авраам отдыхал посреди жаркого дня, как вдруг увидел троих незнакомцев, которые, согласно Библии, воплощали собой самого Господа. Он предлагает им угощение, и они благодарят Авраама и жену его Сару и обещают, что Господь вознаградит их ребенком.
Затем Авраам отправляется с ними на прогулку, где Бог через них сообщает ему, что собирается разрушить два города – Содом и Гоморру (в Библии уточняется, что это решение вызвано тем, что города погрязли в гордыне, роскоши и насилии над слабыми, а вовсе не из-за гомосексуальности, как это подает позднехристианская традиция). Авраам спорит с Богом, защищая людей города, и тот соглашается, что если Аврааму удастся найти хотя бы десять праведников среди жителей города, то он пощадит всех. Но даже десяти праведников не нашлось.
В Коране Авраам получает то же сообщение от ангелов, так как Бог не вступает в столь личное общение с людьми. А когда Авраам пытается возразить Господу, тот остается безмолвен.
Итак, немало сходств можно заметить между Библией и Кораном. А что вы об этом думаете?