Коллекторы достали назойливыми звонками. Как прекратить их и в каких случаях они перестают названивать заемщикам
Все знают о том, что долги нужно отдавать. Но иногда случаются ситуации, когда в конкретный момент по разным причинам сделать это невозможно. И тогда заемщики сталкиваются с коллекторами, которые зачастую действуют достаточно навязчиво и агрессивно, чтобы заставить должника вернуть деньги. Как защитить себя в таком случае?
Коллекторская деятельность и закон
Для начала важно запомнить: на сегодняшний день не существует нормы закона, обязывающей общаться с коллекторами по телефону. То есть они имеют право звонить должнику с целью напомнить о необходимости внести оплату по кредиту, но тот сам решает, вести ему диалог или нет.
А вот действия коллекторских компаний регулируются законом. Количество звонков ограничено одним в день, не чаще двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом продолжительность разговора не имеет значения. То есть должник может поднять трубку и сбросить звонок спустя пару секунд.
Кредиторы и официально представляющие их интересы лица могут звонить должнику только в разрешенное законом время, а именно с 08:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 20:00 в выходные.
По частоте звонков и времени звонка можно определить, из какой коллекторской фирмы звонят взыскатели: «белой» или «черной». Первые придерживаются законодательных норм, в то время как вторые действуют на свое усмотрение и отличаются более агрессивным поведением, угрожают, оказывают психологическое давление. Хорошая новость здесь только одна: с «черными» коллекторами можно бороться, к примеру, подать жалобу в ФССП или Центробанк, написать заявление в полицию или прокуратуру.
Полностью игнорировать звонки коллекторов не рекомендуется, так как в таком случае они начнут названивать родственникам, хотя это и запрещено.
А теперь поговорим о том, как вести разговор с коллекторами и что делать для того, чтобы они прекратили звонки.
Спокойствие и аргументация
Не поддавайтесь эмоциям и не повышайте тон. Помните, что коллекторы этого и добиваются – человека, который вышел из равновесия, проще запугать. Спокойным тоном объясните, что вы не планируете скрываться, всегда отвечаете на звонки, но в данный момент ввиду сложившихся обстоятельств не можете назвать точную дату внесения оплаты.
Запись на диктофон
Если ранее вы внесли хотя бы несколько платежей по кредиту, никто не имеет права обвинять вас в мошенничестве, хищении денег и т. д. (коллекторы очень часто используют подобные фразы в разговоре). Такие обвинения можно расценивать как клевету, а значит, вы имеете право обратиться в суд с иском на защиту чести и достоинства.
Если коллектор в разговоре перешел на повышенные тона, начал угрожать или запугивать, это пойдет вам только на руку. Но! Ни в коем случае не отвечайте взыскателю аналогичными словами и фразами, не переходите на грубости.
Официальный отказ от взаимодействия с коллекторами
Статья 8 ФЗ-230 наделяет должника законным правом отказаться от взаимодействия с коллекторами. В законе говорится о том, что должник может направить отказ от общения со взыскателями либо указать представителя, к которому должны обращаться коллекторы. Рассмотрим подробнее первый вариант.
Заявление об отказе от взаимодействия со взыскателями можно направить в банк, который передал долг, в коллекторскую компанию или в оба учреждения. Сделать это можно не ранее чем через 4 месяца после образования просроченной задолженности. Обращение подается путем личного вручения под расписку, через нотариуса либо заказным письмом с уведомлением.
После получения заявления кредитор будет обязан прекратить общение с должником. Но если банк решит обратиться в суд, после вступления в силу решения суда заявление аннулируется на срок 2 месяца.
Избавиться от «черных» коллекторов сложнее
В отличие от «белых», в большинстве случаев они не придерживаются законодательства и готовы идти к цели любой ценой. Такие коллекторы вряд ли прекратят звонки после получения заявления на отказ от общения. Бороться с ними сложно, но все же реально.
В первую очередь запаситесь терпением. Вам придется отправить немало жалоб в полицию, ФССП и прокуратуру. Жалуйтесь на все нарушения: угрозы, частые звонки и СМС, посягательства на честь и достоинство (к примеру, надписи в подъезде). И помните о том, что все жалобы должны чем-то подтверждаться: записью разговора, видео, фото и т. д.
Рано или поздно госорганы примут соответствующие меры, и звонки прекратятся.
Советы «бывалых» должников
На специализированных форумах «профессиональные» должники дают советы «новичкам» относительно того, как правильно общаться с коллекторами:
- не принимайте роль жертвы, не оправдывайтесь и не давайте себя запугать;
- закройте от посторонних страницы в соцсетях, чтобы коллекторы не добрались до ваших знакомых;
- попытайтесь договориться о погашении долга на ваших условиях, к примеру, частями;
- если не планируете платить – не обещайте сделать это;
- не игнорируйте звонки коллекторов, чтобы они не начали названивать родственникам, знакомым и на работу.
И самое главное. Помните о том, что только действия в правовом поле могут заставить коллекторов прекратить названивать должнику и начать соблюдать закон.