Сколько нужно занятий с логопедом, чтобы достичь нормы. Можно ли сэкономить?

Приходя на занятия к логопеду, большинство родителей спрашивают, как долго придется работать, чтобы не просто добиться положительной динамики, а выйти в норму. Соответственно, родителей интересует, сколько месяцев или лет потребуется, сколько раз в неделю посещать кабинет логопеда и сколько все это будет стоить. Так, занятия с логопедом, надолго ли это?

Сколько времени продолжаются занятия с логопедом

На самом деле, это зависит от нескольких факторов. В первую очередь - от тяжести речевого нарушения. Если мы говорим про алалию или дизартрию, то коррекция продолжается несколько нет. Но благополучный итог будет зависеть от квалификации логопеда, от самого ребенка и включенности родителей. Но это еще не все, на занятиях с логопедом имеет значение пластичность мозга ребенка, поведенческие особенности, а также возраст, в котором начали коррекционную работу. Поведенческие особенности сильно сказываются на скорости достижения результатов.

Если мы возьмем условного, безречевого ребенка, который попал к опытному специалисту, а родители которого готовы тратить время и силы на занятия, то выйти на устойчивый результат можно за два года.

Сколько ждать «нормы» приходилось раньше

В прошлом веке, когда специалистам приходилось работать с тяжелыми речевыми нарушениями, на коррекцию уходило около 5 лет при ежедневных занятиях. На выходе обычно родители получали ребенка с общим недоразвитием речи 3 уровня. Благодаря языковой концепции Ковшикова, занятия с логопедом строятся на совершенно иных принципах, поэтому сегодня удается справляться с проблемой за 2 года.

Недельная нагрузка

Тоже важный вопрос, сколько занятий с логопедом должно проходить в течение недели. Методом проб и ошибок была выведена стандартная схема - занятия два раза в неделю. При этом специалисты пробовали ставить эксперименты, встречаться чаще или реже. На выходе выяснилось, что любое отклонение приводит к тому, что коррекционная работа либо стоит на одно месте, либо наблюдаются откаты. И только те, кто встречались со специалистами два раза в неделю, продолжали демонстрировать прогресс.

Как это объясняют психофизиологи? Оказывается, есть определенные графики функционирования нашей нервной системы и есть так называемое правило 72 часов. Человек хранит какую-то информацию на протяжении трех суток. Поэтому если мы встречаемся с ребенком раз в неделю, он смотрит на педагога, словно видит его впервые. Занятие с логопедом уходит на то, чтобы повторить первый урок. А придя через неделю вы снова будете повторять первый урок. В результате сэкономить не получится, а терпения не хватит ни у родителей, ни у ребенка, ни у логопеда. При этом занятия 3 раза в неделю лишь незначительно увеличивают сроки коррекции.

Сколько должен длиться один урок

Оптимальное время урока - час. В начале коррекционной работы занятие продолжается 5-10 минут, остальное время уходит на беседу с родителями. Потом дети привыкают и спокойно высиживают 40-50 минут. Первая часть урока - специалисты занимаются с ребенком. Вторая часть урока - специалист объясняет, как заниматься дома самостоятельно. Очень важно, чтобы мама хорошо понимала сам механизм работы, только тогда она будет все делать правильно, от 4-х до 8-ми часов в день. Это вовсе не говорит, что мама с ребенком будет сидеть за столом все это время. Нет, нужно найти варианты заниматься с ребенком при всех жизненных рутинах.

Если у мамы нет времени и возможности работать с ребенком (работающая мама, которая дома только вечерами), то нужно нанять няню, которая будет присутствовать на занятиях с ребенком и выполнять все требования дома. При этом вовсе не обязательно, чтобы няня была логопедом. Достаточно ее исполнительности и желания помочь.

Как ребенок может заниматься целый час

Довольно частый вопрос от родителей. Ребенок маленький, как он выдержит целый час. Этот миф пошел из классической психологии, в которой говорится, что ребенок одно задание может выполнять не дольше 2-х минут. И это на самом деле так, но в одном занятии может быть 7 или 10 заданий. Ключ к отгадке лежит в разнообразии деятельности. Если ребенку час показывать картинки и просить их называть, то любой начнет зевать и отказываться.

Занятия с логопедом для детей обязательно строится на разнообразном материале. Опытный логопед знает, что у ребенка есть предел усидчивости. Поэтому у него в арсенале есть масса вариантов выполнения одного задания, игрушек и разнообразных способов привлечь внимания.

Как выглядит выполнение домашних заданий с ребенком

Сколько и чем логопеды просят заниматься дома? Еще раз, нельзя ребенка посадить за стол и заставить его сидеть по 4 часа. На самом деле задания есть и они большие, но большая их часть интегрирована в жизнь. Вместе с логопедом нужно изобрести способ, как интерес ребенка использовать для получения новых знаний. Это могут быть любимые машинки, самолетики, камни или палки. В идеале, ребенок даже не должен знать, что с ним занимаются. Кому-то нравится, когда ему говорят, что сейчас он будет заниматься как в школе. А для другого эти слова напротив, как сигнал к бегству. Тогда мы предлагаем смотреть картинки, проходить лабиринты, искать динозавров.

Часто дети занимаются лучше дома с мамой, чем с логопедом на уроке

Это действительно так, потому что функция мамы - это любовь. Функция педагога - обучение, проход через не могу к чему-то новому. Это неприятно и не нравится детям. Они любят бегать, играть, купаться. Поэтому мама не занимается, она дообучает ребенка тому, что он изучает на занятии. И это выглядит так, как будто она просто с ним разговаривает, просто гуляет или занимается обычными делами. Именно поэтому какие-то задания ребенок может лучше выполнять с мамой, а не за столом у логопеда. И это прекрасно, потому что кабинетная речь совершенно не нужна в жизни.

С маленькими детьми нужно только играть

Логопеду сложнее подстраиваться под настроение ребенка и его сиюминутные желания. У него время очень ограничено. А дома очень легко ловить настроение. Захотелось поиграть в паровозик - отлично, покатали, посчитали, сложили станции. Схватил кораблик - пошли запускать его в ванную. Зашли на кухню - повозились с соленым тестом. Поэтому основная нагрузка по формированию речи лежит на родителях. Именно в моменты эмоционального подъема формируются и закрепляются слова. Именно поэтому у родителей порой есть запросы на индивидуальные занятия с логопедом дома, чтобы он выполнил и этот блок работы.

Часто логопеды не имеют большого навыка работы с малышами. Поэтому они пытаются с двухлетними пациентами работать так же, как с дошкольниками. "Садись, смотри, вот задание в книжке, а теперь давай сделаем артикуляционную гимнастику". Работа с жестком стиле малышам не подходит. Здесь требуется очень много артистизма, эмоциональных откликов, разнообразных игр. Не забывайте, что всем иногда нужен отпуск. Как нам требуются выходные, так и детям нужно время, чтобы уложить всю информацию по полочкам.

Самостоятельная работа родителей дома с ребенком

Очень многие родители спрашивают, чем же заполнить эти 4-8 часов. Неужели нужно постоянно говорить, пока не охрипнешь? Все дети разные, поэтому разговаривать тоже нужно по-разному, но тут лучше обсудить особенности с вашим логопедом. Но вся работа состоит из двух больших частей. Первая - это, собственно, речевая работа. То есть это структура фразы, наработка слов по лексическим темам, грамматика, окончания и все остальное, что сюда относится. Занятия с логопедом онлайн помогают проработать все моменты, наравне с очными.

Второй большой блок - это как раз то, что остается для домашней работы. Развитие общей моторики, высших психических функций, лепка, рисование, физическое развитие, обязательно с оречевлением. То есть все, что мы делаем, мы делаем с речевым сопровождением.

Заключение

Как видите, чтобы увидеть хороший прогресс в речевом развитии ребенка, нужно найти специалиста, посещать занятия 2 раза в неделю и выполнять все рекомендации дома. Сложно? В каких-то моментах да, но если задуматься о будущем ребенка, то понимаешь, что сейчас этот вклад необходим в его успешное обучение в будущем.

Комментарии