Речь - где она рождается? Как работает мозг ребенка при задержках речевого развития

Человеческий мозг как приводил, так и до сих пор приводит в недоумение не только обывателей, но и ученых. На самом деле не совсем понятно, как этот орган управляет не только всеми химико-биологическими процессами, но и мыслями. Есть отдельные теории, которые говорят, что даже рост раковых клеток тоже запускает головной мозг, как механизм самоуничтожения, но доказательной базы тут конечно нет. Несмотря на то, что физиологи уже сильно продвинулись в изучении мозга, есть еще много чего интересного.

Как мозг мыслит

Это действительно очень интересный орган, действие которого вызывает вопросы. Наш мозг полностью управляет нами. Но если на уровне движений руками и ногами, все более-менее понятно. Есть центр управления движением, есть спинно-мозговые нервы, которые иннервирую и питают, передают импульсы к мышцам и мышцы сокращаются. Вроде все просто.

Но ученых интересовал вопрос, как же на сером веществе (то есть совершенно материальном субстрате) мозга, который представляем собой липиды и белки, появляется сознание, самосознание, восприятие, мышление, логика. Другими словами, как материальный орган продуцирует вещи, совершенно нематериальные.

Что вызывает мысль - внешний фактор/раздражитель

Ученые на сегодняшний день выяснили, что лабораторные мыши, бегая по лабиринту, накапливают определенные навыки, знания и память, которые не материальны, но содержаться в коре головного мозга. Как же это происходит? А происходит это следующим образом. Когда мы совершаем какое-то действие мозг посылаем импульс от одного нейрона к следующему, пока мы не начинаем двигаться. Что же запускает работу первого нейрона? Это внешний стимул, какое-то событие, ощущение, на которое мозг решает отреагировать. Например, ребенку нужно узнать, горячий ли чайник, и он прикладывает к нему ладошку, обжигается и кричит. Мозг понимает, что команда была ошибочной и в следующий раз соединяет два других нейрона, чтобы получить иной способ реагирования.

Из чего состоит мозг (аксоны и дендриты = нейронные связи)

Физиологически наш моз состоит из огромного количества синоптических связей. Нейрон состоит из аксона и дендридов. И чтобы возникла синоптическая связь, каждый нейрон должен найти свой дендрид. Как они друг друга находят - до конца непонятно, но факт остается фактом. Методом проб и ошибок находится правильный способ реагирования на месте связи этих нейронов формируется узелок. Наши мысли, наше сознание формируется также. Воспитатель сказал, что этот цвет синий. Мы запоминаем, закрепляем, и теперь нейроны, которые связались в эту позицию, будут считать, что этот цвет синий.

Даже у взрослого человека ежедневно образуется и разрывается около 500 нейронных связей. Вроде мы отработали уже множество внешних стимулов, но все равно наш мозг постоянно корректирует опыт. Что же говорить про детей, которые только знакомятся с миром.

Свободное развитие - неправда

Что мы представляем под свободным развитием? Ребенка отпускают в свободное плаванье, никак не контролируя процесс его развития. Последнее время эта тема часто поднимается в Интернете, причем ее развивают до абсурда. Некоторые псевдопсихологи утверждают, что ребенок приходит в этот мир уже все о нем зная и чем меньше мы вмешиваемся в его развитие, тем лучше для него. Это конечно не так, малыш рождается совершенно без нейронных связей, ему еще предстоит их нарастить. Какова же роль родителей?

Безусловно, они должны давать ребенку определенную свободу, то есть возможность пробовать, действовать, отрабатывать свои навыки. Но при этом они должны сохранять контролирующую функцию. Например, родители с маленьким ребенком на прогулке. Малыш только научился ходить и часто падает, но родители не мешают ему искать подходящие способы падать и подниматься, формируя собственные нейронные связи. Они просто, внимательно наблюдают за ним.

Малыш нашел что-то и решил попробовать это на вкус. Снова никакой реакции от родителей, но после окончания пробы мама протянула ему коробочку с едой. Протянула, давая возможность самому выбрать и попробовать. Здесь формируется новая связь, если ты проголодался - лучше идти к маме, чем пробовать что-то с земли. Многие вещи ребенок никогда не узнает, или узнает, но поздно, если ему не помогут родители.

Ум человека находится в нейронных связях

Мозг ребенка постоянно работает, анализируя, сопоставляя и формируя новые связи. Не зря, они засыпают, порой не дойдя до постели. А теперь давайте вспомним, кто из мам чаще всего жалуется на то, что дети не спят до полуночи? Чаще всего это мамы неговорящих детей с отставанием в развитии. Даже на таком уровне мы видим разницу в работе мозга.

Ум человека обусловлен не количеством нейронов, не весом его мозга, а именно количеством нейронных связей. Потому что каждый нейрон может создать до 10 тысяч связей.

Межполушарные связи

Особую важность имеют межполушарные связи. Почему малыши, когда лежат в кроватке, порой никак не могут успокоится. Их ручки дергаются в разные стороны, но пальчик не может попасть в рот, чтобы дать возможность получить оральную стимуляцию. Потому что его большие полушария держаться вместе только за счет мозолистого тела. В процессе жизнедеятельности мы учимся выполнять огромное количество содружественных движений. Одной рукой держим - другой застегиваем, отрезаем, соединяем. Благодаря этому межполушарные связи постепенно возникают, прорастают, заполняя все пространство между полушариями.

Очень важный момент для детей с нарушениями речевого развития. Речевую функцию мы выполняем не каким-то одним участком мозга, а всем мозгом целиком. Поэтому только способствуя развитию нейронных и межполушарных связей мы будет приближать развитие и совершенствование речи.

Не только участки Вернике и Брока отвечают за речь

Какую литературу вы не возьмете, везде найдете примерно одну информацию. За речь отвечает центр Вернике и Брока, которые расположены в левом полушарии мозга. Соответственно, если они плохо работают, значит у ребенка не будет речи. На самом деле это совсем не так.

Если внимательно посмотреть, какие отделы мозга задействованы в процессе порождения и воспроизведения речи, то перечислять придется практически все зоны и отделы. Когда мы слушаем и говорим, наш мозг буквально полыхает. Тут и ствол мозга, который помогает дышать, лимбическая система ответственная за просодику, Вернике и Брока, отвечающие за первичное восприятие слов. В этот процесс включаются зрительные зоны, создающие зрительные образы, слуховые зоны - в общем вся голова занята речью.

Было бы наивно полагать, что точечное поражение центра Брока способно вызвать моторную алалию или другое нарушение речи. Скорее всего, если будет очаговое поражение, детский организм его даже не заметит.

Пластичность мозга

Это качество помогает восстанавливаться в случае каких-то проблем. Если в коре мозга участок поврежден и не может выполнять свои функции, то соседние участки могут поделиться своими нейронами. В результате человек продолжить нормально функционировать, сохранившаяся часто мозга принимает на себя все утраченные функции.

Но есть обратная сторона медали. При алалии, когда у ребенка изначально нет речи, эта пластичность играет против нас. Дело в том, что отделы мозга способны не только поделиться нейронами, но и забрать их в том случае, когда те не используются. В результате, если ребенок долго не разговаривает, его речевые центры будут активно раздавать клеточки соседним отделам. И вместо речи у ребенка будут кивания головой, жевание, глотание. Активно пойдет жестовая речь. Поэтому если вы видите, что у ребенка речевые проблемы, не ждите ничего. Иначе можно дождаться момента, когда формировать речевые процессы уже не на чем.

Заключение

Отсутствие речи - это патология, которую нельзя вылечить волшебной таблеткой. Нет волшебных таблеток и при задержке речи, не работают гамаки и балансиры, потому как они не формируют нейронные связи, необходимые для речи. Ребенок не говорит потому, что у него нет достаточного количества нейронных связей. Методика Томатис, карточки Pecs, логопедический массаж, любые другие техники и методики являются лишь вспомогательными.

Комментарии