Нейропсихология: развиваем речь через стопы

В 95% случаях ножка и сама стопа у неговорящих детей неразвита. Это связано с неразвитой речью, неразвитыми другими высшими психическими функциями. Если мы с вами будем целенаправленно прорабатывать и продолжать развивать стопу, то мы задействуем огромное количество специализированных точек, которые отвечают за речь. Конечно, это будет способствовать дозреванию высших психических функций и, следовательно, облегчать социализацию ребенка и интеграцию его в общество. Давайте посмотрим, как проходит стандартное занятие со стопами у нейропсихолога и как оно способствует развитию речи и ее коммуникативной функции.

Если ребенок не выполняет инструкцию

Не все дети могут спокойно стоять, слушать и выполнять поставленную задачу. И это особенно касается безречевых детей, у которых снижено понимание обращенной речи. На самом деле, это не является непреодолимым препятствием для развития речи у детей. Просто в этом случае педагог делает все за него, передвигает ноги и активно комментирует все, что происходит в данный момент.

Разминка

Начинаем с ходьбы на носочках. Ходить нужно по массажным коврикам, это можно делать в носочках или без них. Конечно, гораздо эффективней и разнообразней ощущения дети получают, если делать упражнения босиком. Тут больше вопрос гигиены, поэтому если коврик куплен для индивидуального использования, то носки не пригодятся. Какое значение имеет это упражнение для развития речи? Самое прямое, во время стимуляции стопы происходит активизация зон мозга, напрямую ответственных за речь.

Музыкальное сопровождение

Чтобы воздействие на ребенка было не только полисенсорным, но и живым, веселым, добавляется музыкальное сопровождение. Развитие речи ребенка связано с чувством ритма, формированию которого способствует музыка. Первое упражнение выполняется в качестве ознакомительного, ребенок делает несколько кругов по коврикам, после чего задача немного усложняется.

Педагог сообщает, что когда звучит веселая песенка, он ходит на носочках, как мышка. Но как только мелодия меняется на более грозную, продолжает идти на боковой стороне стопы, как мишка. Зачем это нужно для развития речи? Во-первых, это отличная тренировка фонематического слуха и восприятия. Ребенок должен улавливать разницу "мишка-мышка" и выполнять правильные действия. Во-вторых, здесь тренируется чувство ритма, переключение внимания, слуховое внимание и слухоречевая память.

К выполнению упражнений под музыку ребенку надо привыкнуть, поскольку помимо движений и ощущений, ребенку приходится обрабатывать информацию еще по одному каналу - аудиальному, внимательно слушая, где "мышки", а где "мишки". И это обычно сложнее на начальном этапе. Зато он получает мощный стимул для развития речи.

Меняет темп

Через несколько минут ребенок осваивается с заданием и начинает выполнять его довольно легко. В этом случае мы еще немного усложняем задание, меняя темп выполнения. Это тоже отличный тренажер для развития речи, который позволяет отрабатывать чувство ритма и собственного контроля за ним. Это могут быть либо специальные карточки "быстро" и "медленно", которые педагог показывает и ребенок начинает бежать либо идти. Если вербальное восприятие не нарушено, то можно ограничиться стандартными речевыми инструкциями.

Ходьба на пяточках

Это гораздо более сложное упражнение. Часто у неговорящих детей можно увидеть такое нарушение, как хождение на носочках. Это происходит из-за неправильного ощущения собственного тела в пространстве, так называемой проприоцепции. Кроме того, зачастую неврологические причины задержки речи приводят к избыточному напряжению по всему кортикоспинальному отделу.

Хождение на пятке помогает расслабить икроножные мышцы и помочь ребенку снять избыточное напряжение. Постепенно ему будет легче опуститься на полную стопу и приобрести опору. На первый взгляд, это не связано с развитием речи у детей, но на деле такие физические перемены тянут за собой и психические. Ребенок начинает обращать больше внимание на то, что происходит вокруг, на окружающих, словно приобретая лучшую связь с этим миром.

Превращаемся в маленьких утят

Великолепное упражнение, которое является веселой игрой и отработкой важных навыков. Педагог вместе с ребенком садятся на корточки и в таком положении "идут" как утята по дорожке. Чтобы подключить не только нагрузку на стопу и ориентацию в пространстве, но и развитие речи у детей, можно добавить звукокомплекс "га-га-га". В зависимости от уровня развития ребенка, можно остановиться только на передвижении из положения сидя (не забывайте следить, чтобы ребенок плотно прижимал стопу к полу), либо прибавить игру на скорость и попробовать обогнать друг друга. Самый сложный вариант - это соединить все вместе и добавить звуки.

Путаем следы

Для развития связной речи важно подключить мышление. И это мы делаем за счет активации межполушарных связей. Для этого ставим левую стопу боком перед правой, носком внутрь, а потом повторяем движение другой ногой. Получается ходьба как бы "крестиком". Если ребенок не совсем дружит с равновесием, его лучше страховать.

Упражнение на фитболе

Чтобы развить мышечные ощущения в области голеностопа, используем следующее упражнение. Маленького ребенка можно уложить на матрас и вращать стопы в одну и другую сторону самостоятельно. Постепенно малыш привыкает и достаточно поднести руку к стопе, как он начинает вращать ею сам. Дети постарше могут выполнять упражнение, сидя на фитболе, тогда они параллельно тренируют еще и координацию движений. Чтобы подключить межполушарные связи, предложите вращать одной стопой по часовой стрелке, а второй против часовой стрелки.

Это упражнение хорошо работает на развитие связной речи само по себе, но все же его можно дополнить. В зависимости от уровня речевого развития ребенка, предложите ему повторять звуки, звукокомплексы, слова на заданную тематику во время выполнения движений. Можно читать стихи или петь песни, если он уже способен это делать.

Упражнение "педали"

Если ребенок маленький, то сажаем его на маленький стульчик. Дети побольше могут использовать фитбол. Он удобно садится, ножки стоят на полу. Начинает перекатывать стопу с пяточки на носочек и обратно. Постепенно усложняем задачу, предлагая одну ногу перекатывать с пяточки на носочек, а вторую с носочка на пяточку. Помимо межполушарных связей, это упражнение задействует моторное планирование и контроль. А нарушение развития речи - это всегда нарушенный артикуляционный, а значит и моторный контроль. Поэтому мы его восстанавливаем через тело.

Упражнение с мячиками

Здесь нам потребуются колючие мячики, лучше всего брать вариант "сороконожки", это вытянутые, эпилептоидные мячи. Ребенок по прежнему сидит на стульчике или на фитболе, и под каждую ножку ему кладется мячик. Задача - удержать равновесие, не упустить мячик и совершать перекаты с пяточки на носок. Усложняем задачу - одна нога идет вперед, а вторая назад.

Заключение

Все эти упражнения выполняются по одному принципу. Когда моторные действия усвоены, можно подключать развитие дикции и речи. Для этого каждому упражнению присваиваем один звук, потом один слог и постепенно доводим до фраз. Это могут быть ответы на вопросы, подбор определенных слов. Например, ребенка просят описать арбуз. Во время ходьбы на носочках он начинает перечислять: зеленый, гладкий, сахарный, сладкий. Можно менять задание и показывать символы звуков, если вы хотите отрабатывать их правильное произношение. В любом случае, мы развиваем сразу огромное количество функций организма и навыков.

Комментарии