Что такое общее недоразвитие речи? Паниковать или нет, если ребенку поставлен диагноз ОНР

Практически все родители детей с речевыми нарушениями видели в выписке от неврологов или логопедов формулировку ОНР. Многие считают это диагнозом. Более того, порой и сами специалисты выносят ОНР как логопедическое заключение или даже медицинский диагноз. На самом деле это название для множества разнообразных речевых нарушений, которые объединяются по качеству говорения ребенка.

Что такое общее недоразвитие речи ОНР

Если логопед вам говорит "ОНР 2 уровня", это не говорит ни о чем, кроме того, что вашего ребенка могут определить в логопедическую группу для детей с ОНР 2-го уровня. Это ничего не говорит о том, какие у него нарушения, по каким методикам с ним работать, каких результатов нужно достигать. То есть ОНР - это всего лишь бюрократическая вещь, созданная для удобства работы педагогов.

Существует ли диагноз ОНР

Если вам поставили такое заключение, значит, требуется уточнение диагноза. Например, ОНР 2-го уровня, обусловленный дизартрией. Этот диагноз будет допустимым. Или ОНР 1-го уровня, обусловленный моторной алалией. Это информация для педагога, который будет знать, на каком уровне речевого развития находится ребенок и как с ним работать. В этом случае вы можете быть уверены, что специалист хорошо знает, о чем он говорит. Он провел диагностику, сделал выводы и знает, как с этим ребенком работать. В противном случае стоит задуматься о прохождении еще одного обследования.

Еще раз скажем очень важную вещь. Нельзя со всеми речевыми нарушениями работать по одной схеме. Для каждого из них существуют свои методы и свои правила.

Как делятся уровни ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей делится на четыре уровня, каждый из которых характеризуется собственной степенью нарушения речевых процессов и требует различных подходов к коррекции. Работа с детьми, имеющими ОНР, предполагает систематическую и последовательную коррекцию речи, ориентированную на специфические потребности каждого уровня. Это требует индивидуального подхода и использования разнообразных методик, что позволяет добиться оптимальных результатов в развитии речи ребенка.

Признаки первого уровня общего речевого недоразвития

Самым тяжелым считается ОНР 1-го уровня. У ребенка полностью отсутствует речь. В эту группу входит дети с сенсорной алалией, моторной алалией, анартрией. У ребенка могут быть лепетные слова, отдельные слова. Но если связная речь отсутствует - это ОНР 1. Ребенок не может связывать слова в простейшие предложения, выражает свои мысли в основном жестами или очень примитивными звуками. Таким детям требуется интенсивная и разносторонняя работа логопеда, включающая как формирование базовых речевых навыков, так и развивающие упражнения для улучшения общей моторики и восприятия.

Признаки второго уровня общего речевого недоразвития

Если у ребенка сформировалась простая фраза (2-3 слова), считайте, что его можно включать в группу ОНР 2. Даже если это фраза "мама ням-ням", и он практически ничем не отличается от детей с ОНР 1, формально все равно его речевому развитию присваивается второй уровень. На втором уровне ОНР у детей наблюдается иногда упрощенная, но все же определенная речевая активность. Дети могут строить фразовые высказывания, но речь часто искажена: наблюдаются аграмматизмы, перестановки звуков и слогов, нарушения слоговой структуры слова.

Какой уровень ОНР самый продолжительный в коррекционной работе

Никакой грамматики, чаще всего это начальная форма существительного и глагола. Огромное количество звуковых замен, отсутствие дифференциации фонем и ярко выраженное нарушение слоговой структуры слова. В коррекционной работе это самый продолжительный уровень, потому что на этом этапе нужно успеть практически все. У ребенка с дизартрией это будет каша во рту, ничего не понятно, но ребенок пытается говорить. У детей с алалией может быть своя речь, которая не имеет ничего общего с коммуникацией. Важно уделять большое внимание коррекции фонетико-фонематического слуха, а также полностью освоить грамматическую структуру речи. На данном уровне коррекционные занятия направлены на расширение словарного запаса и построение простых диалогов.

Третий уровень ОНР

Как только ребенок переходит на нормальную слоговую структуру, мы можем считать, что ребенок перешел на ОНР 3. Сложные союзы и предлоги он может путать.

Третий уровень ОНР характеризуется более развитыми речевыми умениями: ребенок способен составлять простые распространенные предложения, незначительные нарушения фонетико-фонематической стороны речи все еще могут присутствовать. На данном этапе продолжается работа по обогащению лексики, отрабатывается правильное употребление грамматических форм и улучшение связной речи. Важной задачей логопеда становится способствование развитию навыков повествования, создания связных текстов, закрепление норм произносительной стороны речи.

Четвертый уровень ОНР

ОНР 4-го уровня - это выстроенная система языка, с небольшими недостатками. Внешне это может проявляться так, что ребенок сам оценивает свою речь, стесняться своих ошибок, и речь быстро приходит в норму. Четвертый уровень ОНР добавился в современной классификации, в нем речь ребенка считается опознавательно-развитой, но все же сохраняются остаточные нарушения, которые могут создавать затруднения в школьном обучении.

Ребенка нужно готовить к овладению письменной речью, поэтому логопед концентрируется на устранении тонких ошибок в произношении, написании и понимании сложных грамматических конструкций. Важно уделять внимание развитию когнитивных способностей, таких как логика, внимание, память, что помогает ребенку успешно адаптироваться к образовательному процессу.

Как определить уровень ОНР у ребенка

Все уровни детей с ОНР видны на диагностике довольно четко. С какого бы уровня вы ни начинали идти, очень важно идти до конца. Порой родители считают, что как только появились первые фразы "мама кату ням-ням", можно бросать занятия и дальше все уже пойдет само. Это неверно, ребенок останется на этом же уровне и в 5, и в 10 лет. Можно успокаивать себя тем, что речь улучшается. Да, но как только он пойдет в школу, станет очевидно, что этого недостаточно.

Что же делать? Очевидно, что нужно искать грамотного специалиста, который разберется с причинами и поможет вам скорректировать речь. Если логопед пишет вам в заключении ОНР - идите дальше. Этот человек не знает, что кроется за нарушением речи вашего ребенка и какими методиками пользоваться при работе с ним.

Часто и неврологи сегодня пишут в заключение ОНР, после чего направляют к логопеду, чтобы он разобрался в речевых нарушениях и дал им свое определение. Логопед считает, что невролог - это авторитетный врач, поэтому раз тот написал ОНР, значит, можно перенести это в свою речевую карту. А дальше начинается самое интересное. Он находит книжечку, которая называется "методика работы с ОНР 3-го уровня" и пытается с ее помощь выстроить коррекционную работу. На самом деле, это может быть очень хорошая книжечка, но в ней собраны самые разные техники и приемы, которые нужно подбирать относительно диагноза каждого ребенка.

Заключение

Важно подчеркнуть, что речевые нарушения имеют глубокое воздействие на когнитивное развитие и эмоциональное состояние человека. Отсутствие коррекции может привести к значительным проблемам в школьной успеваемости, социальной адаптации и развитии самооценки. Это происходит потому, что речь играет ключевую роль в процессах мышления, обучения и коммуникации. Исправление даже таких, казалось бы, простых звуков, как «Р», «С» и «Ш», могло бы стать основой для более уверенного общения на всех этапах жизненного пути. При ОНР занятия приносят хороший результат, нужно лишь потратить на это время и силы.

Комментарии