Сам себе логопед: артикуляционная гимнастика для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'] и [ц]
Звуки [с], [з] и [ц] относятся к свистящим и шипящим, и их правильное произношение ребенком важно для формирования четкой и понятной речи. Затруднения с этими звуками могут быть связаны с различными причинами: от физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата до функциональных нарушений. В данной статье мы рассмотрим основные методы постановки этих звуков, а также причины, которые могут препятствовать их освоению.
Почему у детей не получаются эти звуки
Трудности с произношением звуков [с], [з] и [ц] у детей – довольно распространенное явление. Это может быть связано, например, с недостаточной подвижностью языка. Если язык ребенка плохо двигается, ему сложно принять правильное положение для произнесения этих звуков. Это может быть связано с коротким подъязычным уздечкой или слабой мускулатурой. Это поможет исправить артикуляционная гимнастика для детей.
Неправильное дыхание может затруднять формирование воздушной струи, необходимой для произнесения свистящих звуков. Если ребенок плохо слышит, ему также сложно имитировать звуки речи, в том числе и [с], [з] и [ц]. Причиной могут быть и различные нарушения нервной системы, которые влияют на координацию артикуляционных движений.
У некоторых детей просто более медленный темп развития речи. Обычно звуки [с], [з] и [ц] формируются к 4-5 годам. Если ребенок младше, то трудности с произношением этих звуков могут быть связаны с возрастными особенностями. Но если ему больше 5 лет, а проблема не уходит, пора начинать выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ
Такие упражнения играют важную роль в постановке свистящих звуков [с], [з] и [ц] по нескольким причинам. Губы помогают направлять воздушную струю на нужные участки языка, создавая необходимое для звуков препятствие. Упражнения помогают развить мышцы губ, сделать их более подвижными и гибкими.
- "Улыбка". Попросите ребенка обнажить верхние и нижние зубы, широко улыбнувшись. Это положение нужно удерживать секунд 5-7, потом расслабить рот.
- "Трубочка". Пусть ребенок вытянет в трубочку губы и протянет долго звук [у] без голоса, тихо. Затем пусть вытянет губы вперед и сформирует из них квадрат. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
- "Двери открываются". Скажите ребенку постепенно открывать рот, пока щель между зубами сверху и снизу не составит 10-15 мм. Затем нужно несколько секунд удерживать губы в растянутой улыбке.
- "Зайчик". Это та же улыбка, но с поднятой верхней губой. Пусть ребенок поднимет ее, слегка наморщив нос. После можно губу опустить на место.
- "Открыть заборчик". Пусть ребенок отведет вниз нижнюю губу, чтобы показались зубы. При этом зубы должны быть сомкнуты. Упражнение нужно повторить 5 раз.
Гимнастика для языка
- Начните комплекс артикуляционной гимнастики с упражнения "Блинчик". Пусть ребенок расслабит нижнюю губу и положит на нее широкий язык. При улыбке верхние зубы должны быть видны. Если язык не слушается, попробуйте легко помассировать его пальцем. Теперь пусть ребенок произнесет "ба-ба-ба", высунув язык. Когда получится, останется просто положить широкий язык на нижнюю губу и подуть на него, чтобы получился желобок посередине.
- "Качели". Нужно поднять язык и упереть его в верхние зубы, потом отвести вниз за нижние. Удобнее делать это упражнение артикуляционной гимнастики под счет 10 раз.
- "Чистим зубки". Пусть ребенок покажет зубы в улыбке, держа рот чуть приоткрытым. Затем скажите ему языком "почистить" нижние зубы, двигая языком справа налево и снизу вверх.
- "Горка". Нужно обнажить зубы в улыбке, положить за резцы кончик языка, выдвинув вперед языковую спинку (среднюю часть). Так получится "горка" из языка.
- "Обезьянка". Скажите ребенку легкими движениями зубов покусать боковые края языка, имитируя движение по горке. Затем нужно прижать кончик языка к нижним зубам и попытаться произнести слоги "ей-ей-ей" при фиксированном положении кончика языка.
Если возникли трудности
Если предыдущие этапы не удаются, скажите ребенку протянуть "и-и-и", при этом улыбаясь как можно шире и держа язык плотно за зубами снизу.
- "Котик сердится". Во время улыбки нужно показать зубы, язык спрятать за резцами снизу, выгнуть его, затем верхними зубами легонько "погладить". Нижние зубы не должны выдаваться вперед, проследите за этим.
- "Высокая и низкая горка". Пусть ребенок язык спрячет за нижние зубы, спинка языка спереди должна быть выдвинута вперед, чтобы получилась "высокая горка". Затем скажите ребенку, чтобы он, продолжая прижимать язык к зубам, убрал часть спинки в рот поглубже. Тогда получится "низкая горка".
Дыхательная гимнастика
- "Мяч в ворота". Положите на стол перед ребенком ватный шарик. Пусть он вытянет губы трубочкой и дует на шарик, пока не загонит его в "ворота" из двух кубиков. Это и веселая игра, и полезное упражнение.
- "Ветерок". Пусть ребенок дует сквозь почти сомкнутые губы, при этом держа около рта бумажку или вату на ниточке. Так он будет видеть силу создаваемого им ветерка. Это очень эффективная артикуляционная гимнастика для дошкольников.
- "Загони мяч подальше". Скажите ребенку улыбнуться и поместить на нижнюю губу передний край языка, проговаривая долгое [ф]. При этом пусть сдувает ватный шарик по столу как можно дальше. Нижняя губа на зубы не натягивать, а щеки не надувать.
- Также эффективно упражнение артикуляционной гимнастики "Фокус". Пусть ребенок разомкнет губы, улыбнется и поместит на верхнюю губу язык, боковые края при этом сжав плотно. Тогда в центре образуется желобок. Дальше ребенок должен сдуть с носа ватку четко вверх.
Постановка звуков [с] и [с']
Когда артикуляционная гимнастика выполнена, можно переходить к методу постановки от других звуков. Например, если протягивать звуки [ц] или [т], то получится [с]. От [ф] язык поднимается автоматически, образуя "горку". При этом нижнюю губу нужно плотно прижать к резцам снизу.
От [и] другая точка опоры, но если слегка помочь ватной палочкой, то тоже получится перейти к чистому [с]. Упражнение эффективно, если у ребенка диспраксия. От [з] тоже можно получить [с], если проговаривать его тихо и протяжно, с разной тональностью (комар близко – комар далеко).
Как только ребенок сможет проговорить [с] отдельно, нужно проводить автоматизацию звука в слогах и словах. Пусть протяжно произносит слоги: су, ас, со, ыс, сы, сэ, ос, ус, эс, ис. Затем в ход должны пойти слова: сад, сам, несу, коса, усы, пес, фокус, нос и т.д. Далее идут словосочетания: сладкий арбуз, соленое масло, салат с сушеными сливами.
Постановка звуков [з] и [з']
Проговаривание этих звуков у детей часто идет вслед за освоением звуков [с] и [с']. Эти звуки отличаются от свистящих только тем, что они звонкие, то есть произносятся с голосом. Попросите ребенка произнести звук [с]. Объясните, что звук [з] произносится точно так же, но с голосом.
Попросите ребенка попробовать провибрировать голосовые связки, как при произнесении звука [а], и одновременно произнести [с]. Получится звук [з]. Обязательно перед этим нужна артикуляционная гимнастика для детей. Затем предложите ребенку произносить слоги с буквой "з".
Подберите слова, начинающиеся на звук [з] (заяц, зима, звонок) и включающие этот звук в середине (роза, коза, звезда). Затем переходите от звука [с'] к [з']. Предложите ребенку произносить слоги зя-зя-зя, зи-зи-зи, зю-зю-зю и слова с мягким звуком [з']. Подбирайте слова, фразы и предложения с использованием этих звуков.
Постановка звука [ц]
Перед постановкой этого звука необходимо убедиться, что ребенок четко произносит звуки [т] и [с]. Хорошо работает метод от сочетания этих двух звуков. Ребенок произносит звуки [т] и [с] по отдельности, затем быстро соединяет их в один – [тс]. Постепенно темп произнесения ускоряется, а звуки сливаются в один – [Ц].
После того как детская артикуляционная гимнастика проведена, а звук поставлен, необходимо автоматизировать его в слогах (ца, ца, цу), словах (цыпленок, цветок, цирк) и предложениях. Пусть ребенок проговаривает слоговую цепочку: ца-ца-ца, цы-цы-цы и т.д. Затем подбирайте слова, начинающиеся на звук [ц] и включающие этот звук в середине и конце слов.