«Не вешать нос!»: как снимали фильм «Гардемарины, вперед!» и что осталось за кадром
Прошло уже более тридцати лет со дня выхода на экраны фильма «Гардемарины, вперед!». Премьера мини-сериала состоялась в первый день 1988 года. Приключения трех закадычных друзей быстро полюбились зрителям. У девушек появились кумиры, мужчин привлекали необычные повороты сюжета, погони и поединки на шпагах, песни из кинокартины стали музыкальными хитами.
Русские мушкетеры
За десять лет до «Гардемарины, вперед» в прокат вышел знаменитый фильм о трех мушкетерах с Михаилом Боярским в главной роли. Им засматривалась вся страна. Песни, виртуозное фехтование, любовные драмы и политические интриги превратили музыкальные похождения мушкетеров в эталон картины подобного жанра. Поэтому зритель невольно сравнивал два фильма. Причем мнения разделились.
Однако Светлана Дружинина, снявшая «Гардемаринов», утверждала, что не собиралась подражать «Трем мушкетерам». Существует неизбежное сюжетное сходство, ведь в картинах показаны приключения молодых людей. В остальном, по словам Дружининой, фильмы значительно отличаются. В основе ее фильма лежат реальные исторические материалы и достоверные документы, а в «Трех мушкетерах» показаны сказочные, во многом выдуманные события.
Несгоревшая рукопись
Автором идеи для картины стала Нина Соротокина. Несмотря на то, что ей было уже за 50 лет, она все еще считалась начинающим и не очень известным литератором. Через знакомых Соротокина смогла встретиться с Дружининой, которая из вежливости взяла принесенную рукопись, но читать ее не собиралась. Вскоре в доме у режиссера случился пожар, но по удивительному стечению обстоятельств огонь пощадил записи о гардемаринах.
Мама режиссера увидела в этом знак, супруг настоял, чтобы она прочла рукопись и убедилась, что у нее в руках прекрасный рабочий материал. Сценарий для будущего фильма Светлана Дружинина и Нина Соротокина писали вместе, уехав в тихий и комфортный для работы Дом Творчества, находящийся в Пицунде. По воспоминаниям режиссера, их день начинался с длительного морского заплыва, во время которого обсуждались детали и перипетии сюжета. А после завтрака они быстро писали сценарий.
Звездный актерский состав
Дружининой удалось привлечь к съемкам великолепный актерский состав. В фильме снялись такие безусловные звезды советского кино, как Смоктуновский, Фарада, Евстигнеев, Абдулов, Боярский. Они придавали картине лоск и весомость. Главные же роли сыграли молодые актеры, едва ставшие знаменитыми или вовсе не имеющие опыта в больших работах. Причем сперва на эти роли претендовали другие люди.
Никиту Оленева сыграл Владимир Шевельков, хотя поначалу в этой роли Дружинина видела своего родного сына, Михаила Мукасея. Роль Александра Белова в итоге получил Сергей Жигунов, вместо Олега Меньшикова. Алексея Корсака воплотил на экране Дмитрий Харатьян, а по замыслу режиссера его должен был играть Юрий Мороз. Сперва на роль Софьи была выбрана Марина Зудина, но вскоре ее заменила Ольга Машная. А на роль блестящей Анастасии Ягужинской Дружинина нашла Татьяну Лютаеву, которая была совершенно неизвестной актрисой, едва окончившей ВГИК.
Любовные страсти
Любовные истории героев занимают важное место в фильме. Без них сложно представить сюжет, ведь любовь и взаимоотношения молодых гардемаринов со своими возлюбленными во многом руководят их поступками. Актеры искренне и живо демонстрировали на экране свои эмоции, поэтому зрителям было трудно поверить, что подобные чувства являются лишь плодом искусной актерской игры.
Особенно в этом преуспели Дмитрий Харатьян и Ольга Машная, которые удивительно правдоподобно изобразили глубокую влюбленность. Однако все участники съемок утверждают, что любовь возгоралась только в пределах съемочной площадки, вне ее отношения актеров были дружескими, но сугубо профессиональными.
Интересные факты и курьезы
От телезрителей укрылось несколько интересных фактов и курьезов, случившихся во время съемки фильма. Например, Дмитрий Харатьян с большой опаской относился к лошадям, хотя по сюжету часто сидел на них. Сам актер говорит, что дело в постоянно меняющихся лошадях, у которых был разный норов и поведение, и он просто не успевал к ним привыкнуть. Немногие знают, что в пронзительной сцене, где Софья и Алеша бегут навстречу друг другу, актеры на самом деле бегали по кругу.
Сергея Жигунова чуть не забрали в армию прямо со съемочной площадки. Но Дружининой удалось добиться отсрочки, а актер был вынужден носить кудрявый парик, чтобы скрыть обритую в военкомате голову. Кроме того, Жигунов едва не лишился глаза, когда репетировал сцену с фехтованием на шпагах.
Но опасности подвергались не только актеры и каскадеры, но и режиссер. Дружинина сильно повредила ногу, соскакивая с лошади, и значительную часть съемок провела с костылями в руках. Однажды сильный нагоняй от режиссера получила Татьяна Лютаева. Молодая актриса в ожидании своей сцены решила погреться с другими актерами коньяком, но не рассчитала сил. В итоге она не смогла нормально работать, чем возмутила Дружинину. Все закончилось мирно, режиссер сменил гнев на милость, а Лютаева больше никогда не грелась подобным образом во время работы.
Михаил Боярский, который за десять лет до этого блистательно сыграл молодого д’Артаньяна, придал фильму особую пикантность. Он охотно ответил согласием Дружининой. Более того, именитый актер в первый и последний раз разделся догола на экране. А песня «Голубка» в его исполнении, как и песня «Не вешать нос», считающаяся гимном кинокартины, превратились в настоящие шлягеры и популярны до сих пор.